19.01.1880 С.-Петербург, Ленинградская, Россия
Особенное внимание я уделил в «Объяснительной записке» обоснованию той части программы, которая формулировала требование федеративного строя.
«Анархическая организация общества, писал я, не может быть водворена с сегодня на завтра революционным путем. Она предполагает, как не-обходимую объективную предпосылку, способность всех членов общества и реальную возможность для них выполнять по очереди разнообразные функции в общественном производстве и управлении страной и непосредственно участвовать в контроле над этим управлением. А это, в свою очередь, требует, как объективно необходимого предварительного условия, такого высокого развития машинного производства и вообще хозяйственной техники и такого высокого уровня культурного и умственного развития масс, которые могут быть достигнуты только на почве социалистического общества, т. е. уже после победоносной революции, в эпоху полного упрочения и дальнейшего развития ее социально-экономических и политических результатов».
Толчок к такой постановке вопроса об осуществлении анархического идеала дала мне одна беседа с Зибером, первым русским ученым марксистом, профессором политической экономии, в Киевском университете. Я познакомился с ним в Берне уже после того, как он из политических мотивов оставил кафедру и поселился в Швейцарии. Чуть не при своем первом посещении его в Берне (вероятно, в начале или середине 78 г.) я затронул в беседе с ним и вопрос об организации «будущего общества» и, конечно, высказался в пользу анархии. И вот Зибер по этому поводу иллюстрировал мне неосуществимость анархии не помню, подчеркивал ли он, что она неосуществима только при современном развитии общества ссылкой на относительные роли капитана и пассажиров на корабле во время плавания. Капитан на корабле посреди моря всемогущ, а пассажиры всецело от него зависят. Почему? Да потому, что он один умеет управлять судном, а пассажиры совершенно несведущи и беспомощны в этом деле. Вот если бы каждый из пассажиров или, по крайней мере, большинство из них приобрел знания и технические навыки, необходимые для выполнения функций капитана и для замещения его, в случае надобности, то этим самым был бы положен конец его «единовластию» на корабле. По существу, такова же основа взаимоотношений между государственной властью и массой населения.
Я не помню всего содержания моей беседы с Зибером, помню только твердо, что именно ею прямо или косвенно навеяны были мне мысли о необходимости признать федеративный строй ближайшим идеалом или историческим этапом на пути к анархической общественной организации.
30.06.2016 в 07:51
|