Мне казалось, что объяснение этой загадки заключается в том, что наша русская среда не подготовлена к тому, чтобы давать таких людей, как Лассаль, и потому-то из нее вырастают лишь такие революционеры, как Нечаев! Вывод был ясен: для того, чтобы у нас, в России, стало возможным появление Лассалей, нужно соответствующим образом подготовить общественную среду.
Но как подготовить эту среду? Мысль моя начала работать над этим вопросом. И мало-помалу в моей голове выкристаллизировался план обширной всероссийской организации.
В основу ее должны были лечь разбросанные по всем университетским городам России студенческие кружки. Изучая общественные вопросы, знакомясь с Россией, молодые люди готовятся в этих кружках к предстоящей им общественной и революционной работе. Кружки действуют легально. Но главные руководители и вдохновители кружков в каждом городе образуют тайный центр. Связанные одна с другой руководящие группы, существующие во всех университетских городах, выделяют один общероссийский центр, стоящий во главе всей организации. С этим центром сохраняют связь все оканчивающие университет молодые люди, получившие в кружках идейную и революционную подготовку. Таким образом, подготовительная работа в студенческих кружках связывается с работой общественных деятелей во всех областях жизни. Создается мало-помалу целая армия людей, о6ъединенных общими идеальными стремлениями и общественными задачами, работающих над освобождением народа, революционизирующихся все больше и больше в ходе этой работы, и вместе с тем, постепенно революционизирующих окружающую их среду.
Таков был, в общих чертах, план, созревший в моей голове. В Конотопе, кроме Гриши Гуревича, не с кем было поговорить об этом плане, а между тем мне хотелось, не теряя времени, приступить к делу. Я вернулся вместе с Гришей в Нежин и принялся искать среди студентов лицея товарищей, которые примкнули бы к моему плану.
Но нежинское студенчество оказалось совершенно невосприимчиво к моей пропаганде. Собственно, здесь даже приступить к ней не удалось. Одни из лицеистов были поглощены мыслью о будущей карьере, другие больше всего интересовались картами и водкой. О вопросах общественных большинство совершенно не думало.