Арт-фестивали в маленьких городках не очень интересны представленными там художниками. Настоящих художников (некоторые из них даже из других штатов приезжают) обычно можно увидеть на больших фестивалях в Энн-Арборе или Детройте. Я любила смотреть на проходящих мимо меня людей, когда приезжала на фестивали в маленькие городки. А когда удавалось увидеть что-то особенное, это вызывало столько эмоций! Вот так однажды я обратила внимание на трех совершенно одинаковых мальчиков лет 9 или 10. Понятно, что тройня, что из одной маминой оплодотворенной яйцеклетки – зиготы. Это была редкостная встреча. Вероятность таких случаев в популяции примерно 1 на 10 000 рождений. Это соотношение для всех стран совпадает. Когда-то в детстве я дружила с тремя сестричками-тройняшками, но они все были разные. И такие случаи встречаются значительно чаще, чем монозиготные тройни. Разумеется, я хотела сфотографировать этих мальчиков и спросила разрешение у их мамы. Мама поблагодарила (видимо, за внимание) и не позволила. Жаль, конечно. Но ничего не поделаешь.
* * *
Еще был случай тоже мне интересный. Две очень красивые женщины были так похожи друг на друга, как будто младшая по возрасту появилась в результате клонирования. Я осторожно спросила: «Простите, вы мать и дочь?» – «Нет, мы сестры, только между нами 40 лет». Я решила, что ослышалась, и переспросила. Нет, не ослышалась – 40 лет. Кто-то недавно рассказал мне, что в книге рекордов Гинесса отмечено максимальное различие в возрасте детей одних родителей (сибсов) в 42 года. Значит и здесь я встретилась с таким редкостным случаем.
* * *
На очередном фестивале в маленьком городке мой муж обратил внимание на то, что все мамы и дочки (а это были основные посетители) поразительно похожи друг на друга. Я тоже решила понаблюдать. Но обнаружила не только это. Я увидела, что похожи не только мамы с дочками, а они все похожи друг на друга. А похожесть эту создавала форма носа – какая-то необычная, некрасивая, портящая лица. Довольно толстый, обрезанный на конце, вздернутый нос у всех. Я объяснила себе это явлением, которое генетики определяют термином «эффект основателя». Я знала об этом только из книг, что вот так бывает, когда популяция, прошедшая много поколений, сформировалась исходно из одной-двух семей. Знала про такой случай (из литературы) о каком-то острове в Эстонии, на котором жили потомки двух родственных семей. Все они были со сниженным уровнем интеллекта. И, конечно. никогда мне не приходилось рассчитывать, что этот книжный для меня «эффект основателя» я когда-нибудь увижу своими глазами. Считаю это моим великим везением.