В январе 1992 года в связи с либерализацией цен на основные продукты питания и жизненно необходимые товары народного потребления впервые стали серьезно подниматься вопросы о задачах местных органов власти по социальной защите малообеспеченных групп населения. Так, передо мной остро встал вопрос формирования при администрации города отдела социальной защиты и подбора кадров для этого очень ответственного участка. Впервые в структуре администрации была введена должность заместителя главы по социальным вопросам. Два месяца я уговаривала занять эту должность Лагункину Валентину Ивановну. В это время она работала заместителем директора автоколонны 1789 по кадрам. Я же её хорошо знала по комсомольской и партийной работе. Валентина Ивановна восемнадцатилетней девушкой приехала работать на фабрику имени Лукина. С 1971 года по 1977 работала гребнечесальщицей и параллельно без отрыва от производства училась в Московском Всесоюзном заочном институте текстильной и легкой промышленности. Её активная жизненная позиция, профессиональная хватка и умение работать с людьми не остались незамеченными как в коллективе фабрики Лукина, так и у партийного руководства Пушкинского района. Неслучайно, Валентина Лагункина избиралась секретарем комсомольской организации, делегатом одного из съездов ВЛКСМ. А после окончания института, поработав три года в бухгалтерии фабрики бухгалтером, ей предложили поработать уже в мужском коллективе – в автоколонне 1789, где она сначала была технологом, заместителем начальника по кадрам и воспитательной работе, а в 1982 году была избрана освобожденным секретарем партийной организации. В 1986 году её направили поднимать производство – назначив директором Пушкинской фабрики пошива ремонта одежды по индивидуальным заказам. Бытовка в то время в Пушкинском районе была в провале, и руководство района доверило Валентине Ивановне этот очень ответственный участок. Затем, поработав самые непростые перестроечные годы инструктором организационного отдела Пушкинского ГК КПСС, не со всем согласная с политикой партии, сразу же после завершения XXVIII съезда КПСС в июле 1990 года приняла решение вернуться в ставший родным для неё трудовой коллектив – автоколонну 1789, дав себе зарок – никогда больше не заниматься политикой.
Мне удалось всё-таки убедить Валентину Ивановну влиться в нашу команду, и 11 февраля 1992 года она приступила к работе в администрации города заместителем главы по социальным вопросам. Началось формирование отдела социальной защиты населения. У истоков его создания были две замечательные женщины – Евгения Дмитриевна Бакке и Наталья Михайловна Колупанова, а уже в ноябре Валентина Ивановна привела ко мне на встречу Ольгу Михайловну Самойлову с предложением назначить её начальником отдела социальной защиты населения города. Ольга Михайловна, закончив в 1977 году Московский лесотехнический институт и проработав в Центральном научно-исследовательском и проектно-конструкторском институте механизации и энергетики лесной промышленности в городе Химки, в 1984 году переехала в Ивантеевку и была принята на работу во ВНИИХЛЕСХОЗ старшим инженером лаборатории экономики. За восемь лет работы в этом институте она росла не только профессионально, но и стала профсоюзным лидером в коллективе. Даже при первой беседе я почувствовала её острый ум и нестандартное мышление.

Заместитель главы администрации О.М. Самойлова, 2008 г.
Я сразу подумала о том, что в социальном блоке складывается хорошая команда, которая при дружной и слаженной работе принесет большую пользу для нуждающихся в помощи жителей города. Так оно и случилось. Уже в 1992 году было создано пять отделений срочной социальной помощи на дому, организованы бесплатные обеды для особо нуждающихся с охватом до 500 человек. Был создан городской благотворительный фонд «Социальная поддержка» и создано городское общество инвалидов. Ежемесячно, независимо от того, как складывался бюджет города, 2,5 млн. рублей направлялись на адресную поддержку нуждающимся горожанам. В январе 1993 года был создан магазин «Ветеран», где жители города больные сахарным диабетом, инвалиды I и II групп, участники Великой Отечественной Войны и трудового фронта, малоимущие могли приобретать продукты без торговой наценки. Затраты по содержанию этого магазина, в том числе выплату заработной платы персоналу, город брал на себя. Время затем показало, как это было своевременно, так как инфляция галопировала страшными темпами и цены на основные продукты питания росли не просто ежемесячно, а ежедневно! В моем личном архиве сохранилась рабочая тетрадь, в которой с 1 января по 31 декабря 1994 года ежедневно отслеживались цены на основные продукты питания в разных магазинах города.
В подтверждение моих слов привожу примеры из этой тетради. Анализ ежедневно делался по четырнадцати крупным магазинам города. Так, например, 5 января 1994 года хлеб стоил в среднем 210 рублей за батон, а уже 28 декабря он стоил в три раза дороже – 780 рублей. В три раза также увеличились цены на мясо (куры, говядина), сахар, масло растительное. В четыре раза выросли цены на молоко, макаронные изделия и рис. Практически в шесть раз подорожали масло сливочное, маргарины и яйцо. А вот соль 5 января 1994 года стоила в среднем 80 рублей за один килограмм, а к концу года стоила уже 580-600 рублей, то есть соль подорожала почти в восемь раз. Даже гречка, цену на которую пока ещё держало правительство, к концу года подорожала в два раза. Сегодня трудно даже себе представить ситуацию, когда после длительного периода всеобщего дефицита продуктов питания в розничной сети они появились в магазинах, но купить их мог не каждый, так как пенсии, и особенно заработная плата бюджетников (врачей, учителей, работников культуры) была ниже уровня прожиточного минимума.
Именно поэтому, уже в середине 1993 года нами была разработана городская программа, на основании которой жителям города оказывались разные виды помощи. Так, например, была организована бесплатная помывка в городской бане для пенсионеров и инвалидов I и II групп, проживающих в домах без ванн. Были введены бесплатные завтраки для всех учащихся школ города и бесплатные обеды для обучающихся в группах продленного дня. Было организовано бесплатное питание в рабочее время сотрудников городских детских садов и предусмотрена 20% надбавка из средств местного бюджета к зарплате учителей и врачей.