05.11.1941 Одесса, Одесская, Украина
В городе появилось много сельских жителей. Заняв пустые квартиры и сохранив связи с деревней, они занимались торговлей: в начале прямым обменом продуктов на вещи, а затем торгуя в ларьках, на базарах или в магазинах. Рестораны, бодеги, кинотеатры, цирк обслуживали, в основном, румынских и немецких офицеров и солдат, румынских чиновников и местных предпринимателей. Некоторые из местных жителей, приобретшие авторитет у оккупационных властей, заняли высокие административные должности, пользовались материальными благами, стали обладателями почетных титулов. Так, например, руководитель финансовой дирекции города А. Куцегеоргиев и ректор Одесского университета П. Г. Часовников при румынах величались «Его превосходительствами», занимали многокомнатные квартиры, имели прислугу: горничных, поварих, гувернанток; при входе их в помещения подвластных учреждений сотрудники должны были вставать. У входа в магазины, рестораны, кинотеатры вывешивались флаги: румынский - трехцветный, сине-желто-красный и немецкий - красный с черной свастикой на фоне белого круга в середине его.
Для проверки доходов предпринимателей и сбора налогов румынская администрация организовала финансовую дирекцию и районные фининспекции. В одной из таких инспекций работала секретарем-машинисткой моя мама. Помог ей устроиться Куцегиоргиев, который жил ранее на одной с ней улице и был знаком еще с гимназических лет. В магазинах появились зарубежные товары: румынские, немецкие, французские, итальянские. Несмотря на войну, местные и западноевропейские предприниматели, пользовавшиеся покровительством оккупационных властей, привозили в Одессу из покоренных немцами стран промышленные товары. Магазины были заполнены товарами, но цены были доступными лишь небольшой части местных жителей. Начали работу несколько фабрик, главным образом, пищевой и легкой промышленности. Стали выпускаться сравнительно небольшими тиражами газеты. С утра до вечера по улицам города рыскали мальчишки, крича: «Папиросы Румания, сигареты Плугарь... Одесская газета, Одесса, Молва, Смех». Работали подростки и чистильщиками сапог и выполняли подсобные работы на частных предприятиях, внося значительный вклад в семейный бюджет. На улицах, особенно около церквей, появилось много нищих: инвалидов, старух, стариков. Были открыты несколько трамвайных линий, но движение по ним было редким и по укороченным маршрутам, а плата за проезд для большинства местного населения была высокой: «0 пфеннигов.
В последние годы Советской власти в городе работала лишь одна церковь - на втором кладбище. В тридцать пятом году был взорван Одесский кафедральный собор, находившийся на Соборной площади на углу Преображенской и Садовой. Это был один из крупнейших в России соборов, вмещавший до девяти тысяч человек одновременно. Заложен он был в конце XVIII-го века, вскоре после основания города, но строительство его по финансовым соображениям затянулось почти на сто лет, а просуществовал он меньше, чем велось строительство. В прежние времена в нем были похоронены «почетные граждане Одессы». Остальные церкви в тридцатых годах также были разрушены или закрыты и превращены в склады. С приходом румын началось быстрое восстановление уцелевших церквей, и через год во многих из их проводились богослужения.
23.01.2019 в 11:33
|