25 февраля
До войны в Китае шел стремительный процесс зарождения своей прогрессивной интеллигенции, которая выступала за создание подлинно революционного искусства. Во главе этой интеллигенции был Лу Синь. Это молодая интеллигенция, традиционно связанная с прошлым, но устремленная в будущее.
* * *
Не Эр — мой любимый китайский композитор.
Из каждой командировки в Китай я привозил записи его удивительной музыки. В ней народные древние напевы органично сливаются с современными ритмами. Не Эр — совершенно новое явление в китайской музыке. Поистине неповторимый Не Эр!
Не Эр — это ритмы жизни, солнца, победы...
* * *
Работу с японскими военнопленными возглавляет Окано (псевдоним Носака, ныне председателя ЦК КПЯ. — Ред.). Мягкий по характеру, но волевой человек. Плоды его работы нельзя пока назвать внушительными. Японская военщина воспитала молодежь в фанатическом преклонении перед культом императора — «потомка богини Аматэрасу» и презрении к другим народам. Назначение солдата — умереть за императора. Солдат должен презирать смерть («смерть легче пуха»).
Однако уже есть группа активистов из числа военнопленных, которые участвуют в пропаганде против японских экспедиционных сил в Китае.
Окано бывал в Америке. Блестяще владеет английским.