22 февраля
Советские войска за месяц наступления на Ленинградском и Волховском фронтах продвинулись на 250 километров.
Фашисты потеряли только убитыми свыше 90 тысяч солдат и офицеров. Уничтожено: 275 танков и 97 самолетов. Много пленных.
Император Хирохито назначил премьер-министра генерала Тодзио по совместительству начальником генерального штаба.
* * *
Одно из назначений чжэнфына — «духовное очищение» делегатов будущего VII съезда КПК.
Делегаты должны одобрить и оправдать перед партией и всем миром политический курс Мао Цзэ-дуна.
Делегаты давно уже в Яньани. Несколько лет их с усердием «духовно очищают». Безусловно, съезд не состоится до тех пор, пока у Мао Цзэ-дуна не появится уверенность в «духовном очищении» всех делегатов, а значит — и в абсолютном торжестве своей политики...
Орлов рассказал о своих коллегах — иностранных врачах.
Ма Хай-дэ получил медицинское образование в Швейцарии (так сообщил он Орлову). Ма Хай-дэ выдает себя за специалиста-дерматолога, хотя берется за лечение любого заболевания. Владеет английским, французским, иврит, китайским и арабским языками.
Доктор Фрей. Орлов очень сомневается в его медицинском образовании. Если Ма Хай-дэ все же дерматолог, то Фрей изрядный невежда. Фрей выдает себя за терапевта, а по сути — скверный фельдшер. Утверждает, что якобы учился в Венском медицинском институте. В Китае с 1939 года. Пишет и говорит на немецком, английском и китайском языках.
Доктор Мюллер. Немецкий еврей из Дюссельдорфа. Терапевт. По его словам, бежал из гитлеровской Германии. Замкнут. Держится особняком.
Доктор Би Мейтис. Сын малайца и китаянки. Медицинское образование получил в Берлине. Воевал в Испании против Франко. Владеет немецким, английским и китайским языками.
Эти люди вхожи в дома партийных и военных руководителей КПК, а со многими из них в приятельских отношениях. Мне представляется, что истинная деятельность этих «волонтеров», кроме, разумеется, Би Мейтиса, а возможно и Мюллера, весьма далека от медицинской. Слишком много деланного в их поведении, врачебной безграмотности и навязчивости в контактах с высокопоставленными пациентами. Сбор политических и военных сведений — вот что, на мой взгляд, занимает их.