01.10.1859 С.-Петербург, Ленинградская, Россия
"Развивание" девиц не ограничивалось одной устного пропагандою молодых прогрессистов: ему был посвящен даже специальный орган печати - "Рассвет", ежемесячный журнал для девиц, издававшийся с 1859 г. артиллеристом Валерианой Александровичем Кремпиным.
Казалось бы, как могла прийти мысль наполнять ежемесячно юные головки прогрессивными идеями человеку, по своей специальности обязанному помышлять лишь о пушках и лафетах, но таково было время, что тогда и научные и литературные сферы в обилии наполнялись питомцами различных специальных военных заведений: стоит только вспомнить такие имена, как Лавров, Шелгунов, Энгельгардт, Михайловский, М.И. Семевский, Павленков, Минаев и пр. Неудивительно, что и Кремпин, тогда еще молодой человек, недавно женившийся, преисполнился прогрессивного жара и вознамерился отдать свой досуг от служебных занятий и маленький капитальчик, которым владел, на духовный "рассвет" прекрасного пола.
Не помню, кто рекомендовал нас Кремпину. Во всяком случае не думаю, что Майковы, судя по тому, что на приглашение Кремпина отозвались только Писарев и я; столпы же кружка и сам Майков отнеслись к работе у Кремпина с пренебрежением, как к легковесной, отвлекающей от серьезных ученых исследований, в которых, по их мнению, заключалась вся суть бытия. Надо полагать, что мы попали в сотрудники Кремпина через Сухомлинова. По всей вероятности, Кремпин, предпринимая свое издание, обратился к Сухомлинову как к редактору "Студенческого сборника" с просьбою снабдить его способными и вместе с тем дешевенькими работниками по журналу. Сухомлинов и указал ему на нас двоих, как на подающих литературные надежды. И работниками мы оказались, действительно, дешевенькими, так как вполне довольствовались предложенными нам тридцатью рублями за печатный лист. Я принялся составлять заказанную мне статью о Черногории, Писарев приступил к рецензиям новых книг.
Друзья косились на наши легковесные занятия журнальным щелкоперством и ворчали; но соблазн был слишком велик: и деньги были нужны, и видеть свои детища в печати с полною подписью имен было очень лестно, и все увещания друзей оставались втуне.
Мое сотрудничество в "Рассвете", впрочем, было не особенно плодовито. Кроме статьи о Черногории, я написал еще во время болезни Писарева, за него, несколько рецензий, в том числе статейку о "Записках охотника" Тургенева и статью "Испания и Марокко".
04.02.2015 в 13:01
|