20.08.2004 Томск, Томская область, РФ
20.08.2004 ...на ТА начался завариваться скандал. Галина Васильевна Н-ская создает сборник «Томского Автографа» («Я сама буду отбирать стихи из тех, что мне принесут авторы»). Народ понес. Целая кипа рукописей. Анатолий Киприянович М-нко нашел спонсора по своим каналам («моряцким»): «Я спонсирую, поэтому хотел бы участвовать в отборе». И началась первая интрига.
Наташа вместо стихов принесла эссе. Наш капитан против: «Не стихов не будет!». Наташа заявляет: «Если вы не будете печатать мою прозу, то я – против того, чтобы вообще что-то моё было в этом сборнике». Ольга Геннадьевна: «Если Наташи Ч. – можно сказать, основательницы ТА – в сборнике не будет, то это и не «Томский Автограф». Галина Васильевна: «Если кто-то будет мне диктовать, что включать, что – нет, то вот вам кипа, работайте и набирайте сами!» Всем хочется опубликоваться, все кивают головами, мол, мы согласны. Ольга: «Я бы тоже хотела иметь отношение к сборнику, мне ТА – не чужой, а материалы собираются без меня. Я - «за» Наташино эссе. Давайте голосовать»... Н-ская гнёт своё: «Вот материалы, берите, кто хочет, но я не буду содержание сборника обсуждать коллегиально». Шум, спор, постепенно угомонились.
А тут новая интрига - Нина Фёдоровна принесла сигнальный экземпляр «Томск - моя любовь и судьба».
Как я ни была против ее работы, но раз она закончилась, я просмотрела – могло быть и хуже. Конечно, все ожидаемые ляпы налицо. Чистая окрошка! Среди авторов кого только нет, а вот Ольги Комаровой нет, Макс Батурин представлен двумя, Наташа – одним стихотворением. Явно, отбор был – не объективный, а чисто пристрастный. Появились не довольные: Полежако расстроилась, что в нескольких ее стихах допущены грубые ошибки (редактура некачественная, если вообще она была). Галина Ивановна К-ская крайне не довольна: оказывается, ее не спросили – хочет ли она в этом сборнике публиковаться, и поместили её стихи без разрешения. Мало того, на неё возлагалась надежда, что она предисловие к сборнику стихов, организуемому Г.В. Н-кой, напишет, но она отказалась по мотивам: «не царское это дело». Понятно, зная потенциал ГВ, Галина Ивановна не доверяет ей и не хочет нести ответственности за огрехи, которые, она подозревает, проникнут в новый сборник, как они проникли и в книгу Нины Фёдоровны.
Не знаю, может, мне принципиальности не хватает, но придерживаюсь такой точки зрения – я пальцем не пошевелила, чтобы участвовать в издании «Томск – моя любовь и судьба». (Разве Женины стихи передала по просьбе составительницы). Но раз Н.Ф. П-ко претворила свою идею, то эту книгу склонна рассматривать как свершившийся факт и «расслабиться». Назад колесо не повернешь, а книжка интересна срезом поэтической жизни города в начале 2004 года. Сейчас она не так интересна, как хотелось бы Нине Фёдоровне, но это толстый том, он будет сниматься с полки и литературоведами, и читателями, и авторами. Его, конечно, заметят критики и не исключено, что Н.Ф. еще предстоит пережить неприятные минуты, когда большую часть книги кто-то признает за «бесхитростные» стишки, и кто-то попеняет ей за то, что она, не спросясь, поместила признанного поэта в одном переплете с дилетантами и графоманами, а может кто-то и судом пригрозит за нарушение авторских прав. Но книга родилась и будет жить, тут ничего не поделаешь. Лет через 20 книга все равно будет доставаться с полки, пусть и краеведом или литературоведом. Читатели, любители поэзии, конечно, читать ее не смогут от корки до корки; разве только, чтобы найти стихи знакомого поэта.
Но принципиальность Наташи мне нравится. Я решила, что не буду вмешиваться в спор - что помещать, что не помещать в сборник "Томского Автографа", а при голосовании, конечно, буду за Наташу. Но все же лучше бы посмотреть, что Г.В. отберет и кого включит. Если снова наших тортилл, вдруг почувствовавших себя поэтами, то… Стоит ли той же Наташе претендовать на место под этим солнцем?
08.06.2017 в 16:41
|