Дневник N 9 31 декабря 1940 года
6 ч. 30 минут вечера. Четверть окончена удачно - даже исправил географию на хорошо. Отсеем вторую четверть в глубь веков. Теперь - 12 дней свободы. На улице - страшный холод. Я кашляю ужасно. Насморк и кашель. Аля переведена в Бутырскую тюрьму, куда мать и Муля отнесли ей сегодня передачу. Итак, Н. Н., папа и Аля - в Бутырках. Балтер - в Лефортове. Н. А., очевидно, в НКВД. О Миле ничего не известно. Недавно приходил к бабушке и Мите человек из НКВД и осведомлялся о здоровии детей, учебе и т. п. - по запросу Н. Н. Интересно, какое мое настоящее состояние здоровья? Очевидно, послезавтра узнаю. Итак, Новый год встречаю у Лили.
C'est supramiteux, mais il n'y a rien de mieux. Звонил Митьке. Он сегодня в школу не пошел. Ожесточенно пишет аннотации. Возможно, что увижусь с ним завтра.
Меня почему-то совершенно не трогает, что наступил Новый год. В классе - скука.
Много хороших ребят, но они все некультурны, и их интересы - не мои интересы.
Кашляю, как чорт, отвратительно. Интересно, как проведу каникулы? Думаю - отвратительно. Хотя, впрочем, кто знает? Я - неискоренимый реалист, но иногда хочется какого-то глупого романтизма - чтобы упал кусочек счастья на голову, brusquement. Но это все пустяки. По-моему, мне нужно кататься на лыжах. Но я должен знать, а quoi m'en tenir, и оттого завтра (или послезавтра) - во всяком случае, в ближайшем времени - консультируюсь с врачом. Вообще я бьюсь в кольце противоречий. Получил 30 рублей от матери. Что еще писать в дневнике? У меня запросы человека 20-и лет, а возможности - 15-летнего. Rien а faire, c'est comme зa. Предпраздничное оживление… Но чего "оживляться", когда нет ни своего круга людей, ни друзей, когда нет настоящей радости встречи Нового года, ничего.
Чувство изоляции - противное чувство. Ce n'est pas moi qui l'ai voulu. Не знаю.
Факт, что происходит длительный кризисный период в истории моего существования.
Возможно, что в будущем это все разрешится. В конце концов мне только 15 лет. C'est mon grand atout. Можно сказать, что жизнь еще не начиналась. Это очень хорошо.
Пришла мать. Передачу приняли. Что ж? Salut, Новый год. On verra bien a qu'il apporte. Во всяком случае, он принесет разрешение "дела". В конце концов, возможно, что у Лили хорошо поем - и то хлеб.