Кончились переходные экзамены из шестого класса в седьмой. Это были экзамены очень трудные и многочисленные, - и письменные и устные. Сдал я их с блеском и в душе ждал, но боялся высказать громко: дадут награду первой степени. Очень хотелось, как в прошлом году, получить книги, да еще в ярких, красивых переплетах.
31 мая был последний экзамен, по истории. Наш классный наставник и учитель латинского языка, Осип Антонович Петрученко, объявил нам, что о результатах экзаменов мы узнаем 2 июня, что тогда же будут выданы и сведения. И прибавил:
- Господа! Вы за время экзаменов очень отрастили себе волосы. Извольте подстричься. Кто придет второго июня с длинными волосами, не получит сведений.
Осип Антонович был очень строгий, и мы перед ним трепетали. Но этого его приказания никто, конечно, Л принял всерьез. Я имел неосторожность рассказать дом при папе про его слова. Лапа сказал:
- Обязательно подстригись.
- Ну, папа, вот еще! С какой стати! Все равно, наступают каникулы, мы на днях уезжаем в деревню... За чем это?
- Да отчего же тебе не подстричься, раз классный наставник велел? Распоряжение вполне разумное...
- Да, наконец, - смешно. Подумают, - я испугался, что не дадут награды, и подстригся, чтоб угодить начальству...
- Подумают? А тебе что до этого? Вспомни "Посадника":
Своего,
А не чужого бойся зареканья, -
Чужое - вздор!..
И убедил-таки меня. То есть скорее, - силою морально го своего давления заставил меня подстричься. Да как подстричься! У парикмахера я смог бы соблюсти красоту, но папа стриг нас сам. И остриг он меня под гребешок догола!
Пришел я в гимназию с мукою и стыдом. Конечно, никто, кроме меня, Не остригся. Меня оглядывали с усмешкой: пай-мальчик, поспешивший исполнить приказание начальства.
Пришел Петрученко, стал читать результаты экзаменов и раздавать сведения, - кто переведен, кто оставлен, кому поверочные испытания. Дошел до меня.
- Смидович... без поверочных испытаний, - протянул он. Помолчал, помучил меня ожиданием и закончил с шутливою торжественностью: - и, в награду за его великие заслуги, переводится в седьмой класс с наградою первой степени.
Я подошел к столу получить сведения. Петрученко взглянул на меня, изумленно поднял брови и усмехнулся в пушистую бороду.
- Вот остригся!.. Какое образцовое послушание!
Глаза смотрели насмешливо, и весь класс захохотал.