20.10.1902 Брюссель, Бельгия, Бельгия
Посещая Брюссель, я находил время бывать и в театре "Парка", в котором часто сменяются приезжие из Парижа труппы, и в Опере, где нередко впервые ставятся произведения молодых композиторов. Так, "Ирадиада" Массне впервые появилась на афише брюссельской "Музыкальной академии". Мне не дальше, как в прошлом году, пришлось познакомиться с ее директором, живя у Вандервельде, в его новой и роскошной обстановке в Rue Vilain XIV в Иксель (предместье Брюсселя).
В отличие от других импрессарио, этот директор всего более озабочен не наживой, а тем, чтобы дать возможность руководимому им учреждению сделаться чем-то родным для молодых композиторов, ждущим по годам постановки их опер на больших сценах. Меньшие затраты на декорации, не столь высокое жалование артистам, при наличности денежной субсидии от правительства, позволяют ему отводить ряд вечеров музыкальным произведениям молодежи. В прошлом году, приехав из Парижа в Брюссель для прочтения двух лекций, я почти с поезда попал в Оперу, где шла новая лирическая драма с музыкой неизвестного еще миру французского композитора. Она частями имела большой успех, но едва ли долго удержится на афише.
Большого дохода от ее постановки директор не предвидит, но он уверен в том, что свои ближайшие творения молодой музыкант "сего охотнее поручит ему и, разумеется, по сходной цене.
Не существуй таких второстепенных сцен, как сцена брюссельской Оперы, опер в Милане, Генуе, Флоренции или Риме, мы принуждены были бы довольствоваться все новыми и новыми постановками таких, устраняющих всякую мысль о конкуренции произведений, как "Дон-Жуан" Моцарта, "Фиделио" Бетховена, "Волшебный стрелок" Вебера, оперы Вагнера и популярные в широких кругах произведения Мейербера, Гуно, Массне или корифеев итальянской школы. Да и самому Массне не легко было пробить лед, по крайней мере, в Париже. Сколько лет прошло между постановкой его "Короля из Лагора" и "Таисы". Другие его оперы игрались впервые или в Брюсселе, или на провинциальных сценах, так напр[имер], в Ницце, где впервые была поставлена его бесподобная "Мария Магдалина", либретто которой, заимствованное из Евангелия, по тому самому казалось профанацией святыни добрым католикам. Мой сосед по ложе не скрывал своего раздражения и, разумеется, не мог согласиться со мною, что редко когда я испытывал более религиозное настроение.
05.09.2025 в 17:51
|