01.05.1889 Больё-Сюр-Мер, Франция, Франция
Годы, проведенные в Ривьере
15 лет, проведенные мною за границей, ушли на литературно-научную работу, прерываемую чтением временных курсов в Оксфорде, Париже, Брюсселе и, наконец, в Чикаго.
Я поселился в окрестностях Ниццы, в Болье, устроил там свою библиотеку, завел русского секретаря и почти ежедневно проводил 2—3 часа в диктовке. После двухчасовой прогулки я принимался за чтение, обедал поздно, ложился спать рано и в общем вел существование человека, отрешившегося от всяких светских обязанностей и поддерживавшего общение с небольшим кружком русских и иностранцев, приезжающих на Ривьеру на зиму.
Под боком, в Виллафранке, лежащей в расстоянии 20 минут от Болье, имеется русская зоологическая станция, устроенная киевским профессором Коротневым {Так в тексте. Следует: Коротнев.}. На ней всегда работает несколько русских и заграничных ученых. В числе других — эмбриолог Александр Онуфр[иевич] Ковалевский и известный своими "Письмами по физиологии" {Так в тексте. Следует: Фокт К. Физиологические письма. СПб., 1867. T. 1-2.} Карл Фохт, друг Герцена, нередко проводили по месяцам чуть не в ежедневных опытах над морскими животными, которыми так богата Виллафранкская бухта.
В Ниццу приезжало также немало русских литераторов и художников. Плещеев, Мережковский, Боборыкин, В[асилий] Ив[анович] Немирович-Данченко, Чехов, кн. Сумбатов, редактор "Русских Ведомостей" В.М. Соболевский, их сотрудник Джаншиев. Но главным центром притяжения русской литературной братии был известный петербургский врач Белоголовый, ассесор {Так в тексте. Видимо, ассистент.} Боткина, приехавший лечиться в Ментону, где Боткин скончался уже во время моего пребывания на Ривьере.
Все эти лица поддерживали со мною сношения, так что я ежедневно виделся с русскими и имел возможность говорить на родном языке.
Приезжали также врачи, художники, русские общественные деятели, кое-какие профессора. Одно время гостил у меня Пав[ел] Гавр[илович] Виноградов, принужденный прервать свою профессорскую карьеру в Москве и занятый подготовлений лекций для Оксфорда. Годы спустя приехал на время навестить меня покинувший преподавание мой покойный друг Ал[ександр] Ив[анович] Чупров. В числе художников, постоянно бывавших у меня, назову академика Якоби и Юрасова, исполнявшего обязанности вице-консула в Ницце.
05.09.2025 в 15:46
|