Autoren

1584
 

Aufzeichnungen

221701
Registrierung Passwort vergessen?
Memuarist » Members » Arnold_Zisserman » Двадцать пять лет на Кавказе - 175

Двадцать пять лет на Кавказе - 175

22.05.1851
Охли, Республика Дагестан, Россия

С рассветом другого дня выступили мы из Дженгутая. В нескольких верстах местность стала изменяться, принимая более горный характер. За небольшим перевалом через Кизиль-Яр растительность скуднее, все принимает серый, более угрюмый вид, почва каменистее, а подъезжая к селу Оглы, всего восемнадцать верст, разница заметна во всем резкая: горы безлесные, вообще нигде дерева не видно, все усеяно булыжником; аул представляет массу серых саклей, сложенных из нетесаных, небеленых камней; жители грубее, смотрят исподлобья, совсем другого типа, неуклюжие, совсем иначе одеты, беднее, говорят аварским наречием.

В Оглы всегда располагались две роты Дагестанского полка. У них мы ночевали. Познакомился я с несколькими однополчанами офицерами: с кем именно -- само собой вспомнить теперь не могу, но впечатление это знакомство произвело на меня, нового человека, вращавшегося до того совершенно в другой, относительно гораздо более развитой сфере, довольно грустное... Ни книг, ни газет, ни каких бы то ни было интересов, кроме самых узких, ежедневных, мелких! Назначения, производства, штаб-квартирные сплетни, диковинные слухи о начальстве -- дальше ни шагу... В массе полковых офицеров, доходивших тогда до 120--140 человек, понятно, были исключения: были и поумнее, и поразвитее, и кое-что читавшие, но мало их было, да и те втягивались исподволь в эту тину. Походы, экспедиции, дела с горцами оживляли и производили некоторое движение в этой стоячей воде, но неосвежаемая новыми притоками с окончанием двух-трехмесячного похода она опять покрывалась плесенью. Некоторые полки составляли более счастливые исключения в этом отношении: в них чаще появлялись молодые искатели боевой славы, сильных ощущений, прямо из столичных салонов, и вносили элементы светского лоска, лучшего тона и хоть поверхностных признаков образованности. Дагестанский полк не принадлежал к этому числу. За несколько лет перед тем только сформированный (в 1846 году) из батальонов 5-го корпуса, он хотя уже и успел показать себя не хуже старых полков в боевом отношении, особенно при штурме Салты, но не пользовался еще той боевой славой, какая гремела по Кавказу о некоторых других старых полках. Большинство офицеров были прежнего состава 5-го корпуса со всеми хорошими и дурными качествами, преобладавшими в те времена в русских полках, когда маршировка в три приема и заряжение ружей на двенадцать темпов составляли исключительное занятие и открывали путь к высшим ступеням в военной иерархии (сообразно с этим с первых же дней существования в полку образовался и дух, не подходивший к старому кавказскому); на всем лежала печать чего-то тяжелого, отчасти угрюмого, не было той шикозной, воинственной бесшабашности и удали, которая носила особый поэтический характер, так увлекавший когда-то лучшую военную молодежь и давший, как я уже имел случай упоминать, Лермонтову, графу Л. Толстому и другим обильные темы для поэтических произведений. Более строгая дисциплина, слишком резкие чинопочитательные отношения между старшими и младшими офицерами, большие требования фронтовых, даже некоторых вовсе лишних познаний, отсутствие тесного товарищества -- все это ставило в те времена Дагестанский и другие новосформированные полки в какое-то исключительное, резкое против других кавказских полков положение. С одной стороны, нельзя не отдать справедливость полку, что в нем представлялась хорошая школа офицеру и он мог выработать из себя основательного командира роты, батальона, но с другой -- служба в полку всякому, не принадлежавшему к категории служак 5-го корпуса, была до крайности тяжела, неприветлива, уныние наводящая.

Если строки эти попадутся кому-нибудь из служивших в Дагестанском полку в пятидесятых годах, то меня могут упрекнуть в измене, так сказать, той части, к которой я сам же принадлежал, и, быть может, даже обвинят в неправдивости. Но я раз и навсегда поставил себе за правило в моих воспоминаниях держаться строгой истины и ставить ее выше личных отношений, поэтому излагаю и в этом случае взгляд мой совершенно откровенно, без всяких искажений. Да и обижаться здесь никому не приходится: на свете никогда не бывает действия без причины; обстоятельства так сложились, что не только полки, но целые дивизии, целые большие районы Кавказа получали свою особую типическую окраску. Дагестан -- я говорю об обществе, войсках и характерных чертах -- также мало походил на левый фланг, как этот -- на правый или Лезгинскую линию. Резкая разница, кидавшаяся в глаза наблюдательному человеку при переходе границы одной военной области в другую, была также поразительна, как и то различие, которое замечается на Кавказе на каждом шагу в коренном его населении. Очевидно, что и физические свойства края, и характер ближайшего враждебного племени имели свою долю влияния на войска наши; кроме своих домашних условий, зависевших от состава офицеров, качества полковых командиров и т. п., действовавших на образование известной типичности полков, войска незаметно для себя подчинялись естественному закону -- зависимости человека от окружающей его природы. Старые кавказцы, особенно те, которым приходилось перебывать на разных театрах войны и сходиться в походах то с теми, то с другими полками Кавказской армии, без сомнения, замечали эти особенности; ничего нового, следовательно, в словах моих они не встретят, но я счел все-таки не лишним привести и эту черту, чтобы охранять по возможности все оттенки дорогой нам, кавказцам, эпохи от забвения.

13.05.2025 в 23:00


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Rechtliche Information
Bedingungen für die Verbreitung von Reklame