***
С соседями жили дружно. Сейчас, вспоминая прошедшие годы, думаю: как изменились людские отношения. Тогда не было злости, открытой ненависти, слепой зависти. Конечно, отношения в коллективе не были безоблачными, но всё было в каких-то рамках приличия.
Работа в школе мне нравилась. Я с интересом читал книги и журналы по специальности, продумывал планы. Хотелось дать детям как можно больше, чтобы развить их кругозор. Вёл кружок по физике, со старшеклассниками проводили какие-то опыты, зимой бегали на лыжах. На другом берегу Вятки были пологие склоны, и кататься там было большим удовольствием для всех.
В тот год вместе с нами в школу приехало сразу шесть молодых специалистов, так что «помолодевший» педколлектив вёл активную жизнь. По праздникам собирались вместе, проводили вечера в школе или у кого-нибудь из коллег, к юбилеям выпускали весёлые стенгазеты, шутили, пели, танцевали…
Я знал, что весной меня возьмут в армию. Не боялся службы, не искал поводов отлынить, но расстаться с семьёй, опять нарушить созданный нами ритм жизни, на целый год уехать куда-то далеко от семьи, не видеть перед собой самых родных и близких мне людей – вот что мучило меня больше всего.
Но жизнь есть жизнь. Пришла весна. Для выпускников в мае досрочно провели экзамен по физике. Я попрощался с коллегами и соседями. Мы провели вечер, и я отбыл на место службы на Урал.
На прощальном вечере директор школы Анна Никитична всё время повторяла: «Анатолий Алексеевич, ты служи, я год отработаю, а потом передам тебе школу». Ей так хотелось, чтобы я возглавил коллектив. Не раз мы сидели с ней после занятий, и она советовалась со мной по разным вопросам. Казалось, она не видит разницы в возрасте, в жизненном опыте. Иногда принимала мои советы к сведению и руководствовалась ими в действии.
Но… человек предполагает, а Бог располагает. Я уехал в мае, а в августе того же года в школу приехал новый директор. Бесконечные жалобы, склоки, анонимки, разборки сделали свое дело. Анну Никитичну убрали с должности директора. Но я никогда не жалел о том, какой поворот в жизни пришлось пережить нам с Валей.