15.08.1989 Рим, Италия, Италия
АВСТРИЯ И ИТАЛИЯ:
В столице Австрии располагалось представительство американского благотворительного фонда для еврейских беженцев “Джойнт”, где можно было заявить о своем желании сменить направление иммиграции. Мы нашли здание Фонда, выстояли длинную очередь, высказали адвокату “Джойнта” свое намерение оказаться в США и оформили необходимые документы. После этой процедуры иммигрантам, желающим попасть в Америку, следовало отсидеть неопределенный во времени карантинный период. В течение карантина проходили медицинскую комиссию и попадали на прием к американскому консулу, во время которого требовалось доказать консулу, что все члены твоей семьи политические беженцы из страны исхода. В Австрии не хватало мощностей “Джойнта” для карантина огромного количества иммигрантов, поэтому большую часть из них на поезде перевозили в Италию, в пригороды Рима. Здесь иммигрантами занималось Американское общество помощи еврейским иммигрантам ХИАС.
Представители ХИАС встретили поезд с иммигрантами в Риме и временно определили нас в фанерные домики на побережье. Из импровизированного лагеря мигрирующую толпу, группами в 30 - 40 человек, на автобусах, постепенно перевозили в маленькие городки в пригородах Рима для ожидания, в течение нескольких месяцев, приема американского консула. Мы попали в прекрасный пригород Ладисполи, где представители ХИАС выдали нам одноразовое пособие на снятие жилья в течение первого месяца карантина. Пособия ХИАС для найма отдельной квартиры не хватало, поэтому беженцы были вынуждены разделять жилую площадь с другими семьями. Семьи обычно объединялись по принципу общего землячества на бывшей родине. В нашей транспортной группе из рижан оказалась лишь одна неполная семья - женщина с двумя мальчиками, двенадцати и пяти лет отроду. Мы разговорились по теме общих проблем, выяснили, что наша собеседница известный в СССР ученый-биолог и приняли решение поселиться с её семьей. Нам повезло - квартира оказалась двухкомнатной, но две большие комнаты были удачно разнесены планировкой по концам длинного коридора. Получилась относительно удобная коммунальная квартира с общей кухней и санузлом. Доктор наук Бронислава, совсем незнакомая нам по Риге, случайно стала в этот день нашим другом и навсегда осталась для нас близким человеком.
Иммигрантские посиделки конца восьмидесятых в итальянских городках под Римом – это особое состояние общности людей и какая-то сюрреалистическая атмосфера сиюминутного праздника. Как пир во время чумы - застолье в ожидании переворота всей жизни. Обычно компании объединялись по территориальному признаку временного жилья или по признаку землячества в прошлом. Жизнь начата заново, забыты социальные рамки – за одним столом маляр из Черновиц, программист из Риги и доктор наук из Москвы. Мужчины скинулись на вино, женщины соорудили закусь. Дежурные темы: как разговаривать с американским консулом во время интервью, что нужно брать с собой в эмиграцию, где дешевле покупать продукты и какая семья сегодня получила транспорт в Америку. Кроме этого за столом было принято рассказывать байки из прошлой жизни. Главная цель большинства застольных историй – показать окружающим, каким важным человеком был рассказчик в прошлой жизни в Совдепии.
15.02.2025 в 17:05
|