15.04.1979 Ясная Поляна, Тульская, Россия
К настоящим жемчужинам Тульской земли бесспорно можно отнести лишь "Ясную Поляну" и "Краинку". Минеральные воды санатория "Краинка" известны со времени Петра I. Они обладают составом солей, существенно снижающих страдания при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, печени и др. Больные достаточно быстро в этом убеждаются и с чувством горечи наблюдают за источниками этих вод, на 80% сбрасываемых в речушку без пользы для людей. Медицинская служба была поставлена хорошо, квалифицированно, без выраженной коммерции за счёт больных. Посещал я уютный, нестандартный по архитектуре корпус №1, где его ведущий врач занимался мною в утренние часы. Главврач по своей инициативе осуществлял профилактический осмотр всех больных (проктолог), мне он выявил на ранней стадии полипоз, положил начало своевременному контролю и лечению на многие годы. Градации минеральной воды по солевому составу и температуре выдерживаются при приёме, эффективны. Санаторий в старинном парке с могучими липами, речка, вокруг грибной лес, тишина, безлюдье. "Краинка" — пример результативного лечебного заведения с хорошими традициями и возможностями и в то же время не раскрученного рекламой и её спутницей - модой.
Мой одноклассник по школе, приятель в течении всей жизни - Сергей Бутылин, став лицом, приближённым к министерской номенклатуре, предложил мне пожить в доме отдыха "Ясная поляна", непосредственно примыкающем к усадьбе Льва Николаевича Толстого. Это было соблазнительно, и с рекомендацией местных боссов — тульских, я там поселился. Усадьба - бывший дом Волконского, опального князя при Екатерине II и деда Льва Николаевича по линии матери, а также её пруды, насаждения, дороги - носят следы запущенности. Но на хозяйственных участках — в полях, огородах, саду - жизнь активная и по сути близкая к той, что была и при графе. Телеги, лошади, покосы, сбор фруктов, крестьянский быт. Драматические обстоятельства жизни Софьи Андреевны и графа не принято обсуждать, а дерево — ветеран (перед домом), где Лев Николаевич вёл раздачу помощи бедным, примирял споры мужиков, давал наставления и советы, сохранилось, но безучастно к посетителям музея, в основной своей массе не имеющей представления о сложностях жизни писателя, его отчаянии в старости. Да: "в преклонном возрасте Толстой сохранил хорошую память, читал наизусть стихи, помнил ноты и прилично играл на рояле. Пытался изучить иврит для чтения Торы. Изучал и "Притчи" царя Соломона. Во всяком случае "Экклезиаст" — средоточие мудрости мира, анализирующий жизнь, её целесообразность и смысл, — был ему близок". В 1910 году перед смертью писал: "Смерть - это изменение сознания, его формы, вне времени и пространства".
Могила - холмик земли, обложенный дёрном, без памятника. Стефан Цвейг отмечал: "Во всём мире нет более поэтичной, более впечатляющей и покоряющей своей скромностью могилы, чем эта... царственно безмолвная, трогательно скромная могила где-то в лесу, безответно внимающая только ветру и тишине".
Что касается моей скромной особы, то поселился я в древнем деревянном строении без лишних удобств, но прямо рядом с усадьбой. Ходили с соседкой в яблоневый сад и на покосы (поваляться на свежем сене), общались с крестьянами - потомками дворовых людей Толстых. Ещё сохранилась в хорошем состоянии "Берёзовая роща" и "Любимая скамейка" — самоделка Льва Николаевича из берёзовых жёрдочек-стволиков в "Ёлочках". Постигали мы усадьбу без экскурсионных сентенций, ходили по парку, лесу, совершали лодочные походы по речке Воронке — неспешные, в погожие солнечные дни, проникались, взаимной расположенностью людей уже немолодых. Соседка - Ирина Г. — филолог, несуетливый человек, умный собеседник. Сохранили мы отношения и в Москве, но ненадолго - было взаимное "потрясение" при близости, она горько плакала, сожалея об отсутствии этих эмоций в свои молодые годы, да и я испытал необычный подъём чувств.
17.07.2023 в 18:54
|