09.01.1974 Москва, Московская, Россия
9 января.
Читаю ташкентскую газету «Правда Востока» 1934-1937 годов. Снова, как и тогда, когда читал газеты начала 20-х годов, возникает странная, доходящая до боли сдавленность в сердце. Страшно жить в эпоху террора, но еще страшнее быть историком, который знает, все, что происходит, наперед. Мучительно глядеть в номере от 12 февраля на портрет маршала Блюхера (в связи с 15-летием Волочаевских боев), зная, что 14 июня того же года он в той же газете будет объявлен подлым предателем, и еще несколько дней спустя последует сообщение о расстреле не только его, но и всего генералитета Красной Армии. Историк с болью видит имена виднейших ученых страны, подписавших статью: «Мы требуем беспощадной расправы с подлыми предателями нашей великой Родины!» (28 января 1937 года). Под статьей подписались: А. Бах, Б. Келлер, Н. Вавилов, Н.Горбунов, И. Губкин, Е. Павловский, А. Сперанский, Н. Образцов, П.Здродовский, Б.Лаврентьев и др. Ровно шесть лет спустя, 26 января 1943 года, Николай Иванович Вавилов умрет от голода в саратовской тюрьме.
Знать наперед — это очень страшно. И, тем не менее, надо знать, надо сделать, чтобы люди знали, как можно больше о прошлом — может быть, они не допустят того же в будущем… Слабая надежда. И все же, начиная новую главу биографии Войно-Ясенского, я не могу думать иначе. Только это дает мне силы. Иначе ни к чему тратить время, жизнь на сочинение еще одной книжки…
«Прекрасное влечет к себе действием своим и тотчас вселяет в нас стремление действовать; не только изображение на сцене влияет на душу зрителя, но и рассказ о факте дает решимость действовать. Поэтому я решил продолжать писание биографий» (Плутарх, «Сравнительные жизнеописания», том 1, «Перикл и Фабий Максим»
26.06.2023 в 10:18
|