6. Предсказание сбылось
Работа в СКО тридцатого завода меня устраивала, была бурной и интересной. Кроме того, Дельмачинский доверил мне чтение лекций по основам центровки для технического состава специалистов, обслуживающих гражданские самолеты. Лекции проводились в помещении заводского техникума. Но вдруг у меня возникла проблема с жильём. Первое время мы с Татьяной жили в комнате её отца на Скатертном переулке. Но всему бывает конец. Отец Татьяны решил из Магадана вернуться в Москву и попросил нас освободить свою комнату. Пришлось снимать жильё, «медовая" жизнь кончилась! Я узнал, что для того чтобы только встать на очередь на получение жилья на заводе надо проработать в СКО пять лет! По моему представлению в то время этот срок ожидания равнялся бесконечности... Бывшие мои однокашники по институту Богов и Антонов работали в КБ-82 и посоветовали переходить к ним, жильё получишь быстро, года через три. Молодому специалисту уйти "досрочно", не отработав три года по распределению, можно было только путём перевода. Процесс моего перевода затянулся надолго. Каждая фирма не брала на себя инициативу перевода, ожидала активности от другой. Дельмачинский отнёсся к моей просьбе нормально, подписал моё заявление сразу и даже посоветовал мне переходить в НИИ. Так он оценил мой творческий потенциал. Из-за несговорчивости фирм, я попал в КБ-82 только в феврале 1958-го года.
Начальник отдела Леонид Иванович Рындин поручил мне проверить теоретические расчёты центровки второй ступени разрабатываемой КБ ракеты, выполненные весовой бригадой до моего перевода в Тушино.
Проведённые расчёты показали, что центровка ракеты получилась недопустимо задней по сравнению с заданной. Я доложил начальнику отдела о полученных результатах. Леонид Иванович успокоил меня: "Не беспокойся, после изготовления "перевернём» крыльевой отсек на 180 градусов и центровка ракеты будет в норме!".
Когда же ракету собрали, то оказалось, что "перевернуть» отсек невозможно: перевороту "мешали" проложенные через отсек электрожгуты, трубопроводы, тяги управления поворотным крылом и прочие агрегаты и детали...
В связи с указанными трудностями механический "переворот" осуществить оказалось невозможно, а на перекомпоновку, выпуск новых чертежей и изготовление деталей не было времени – поджимали директивные сроки.
Было принято решение: на телеметрическом варианте ракеты для обеспечения нормальной центровки установить в носовой части необходимый центровочный груз. По результатам моих расчётов вес груза должен был быть не менее 18кг. Решили установить груз в носовой части ракеты вместо отсутствующего в телеметрическом варианте радиовзрывателя. В небольшом объёме конуса ракеты получить необходимые килограммы груза можно было только с использованием свинца. Свинцовый груз закрепили не консольно к кронштейну отсутствующего радиовзрывателя, а закрепили по всей поверхности тонкой обшивки конуса (~0,5 мм) с помощью винтов с потайной головкой!?
Я высказал начальству своё опасение: "В полёте, при вибрации носовой части, груз разрушит тонкую обшивку и оторвётся от корпуса ракеты!".
"Всё будет нормально" – успокоил Рындин.
К сожалению, я оказался прав. Произошёл аварийный пуск. Груз оторвался от корпуса ракеты на первых секундах полёта от сильной вибрации.