07.07.1948 Эйн-Шемер, Израиль, Израиль
Глава 24. 7-я бригада в действии
Я не капризный пассажир, но пока наш маленький «Аустер» качался и кренился над арабскими позициями, горячее июльское солнце превратило его кабину в турецкую баню. Я почти дошел до ностальгии по высадке в день Д, которую ненавидел. Дискомфорт усиливался от того, что пилот, обладающий непонятным чувством юмора, понимал просьбу лететь пониже (чтобы лучше было видно), слишком буквально. Мало радовали и его неуместные шутки, что мой лишний вес мешает, когда требуется поднять самолет повыше. В холмистой Галилее это требовалось довольно часто.
Пенистый серебристый туман окутал вершины высоких холмов, пока летчик старался набрать высоту в горячей разреженной атмосфере. Мы пересекли всю Галилею, ловя четкие виды покрытой снежной шапкой горы Хермон позади сирийской границы, пышной зелени вокруг Хульских болот и Галилейского моря. Между Иорданской долиной и береговой равниной лежат галилейские холмы – по большей части неплодородные и негостеприимные, с редкой растительностью, местами покрывающей голые, обветренные склоны. Холмы скалистые и крутые, все более высокие к северу, куда мы летели. Узкие долины заполнены серебристо-зеленой листвой оливковых деревьев. Несколько дорог. Те, что я видел идут по долинам с двух сторон окруженные горами, ухабистые, грязные колеи, связывающие деревни на вершинах холмов. Округа заселена неплотно, кое-где сохранились следы десяти тысяч галилейских деревень с двумя миллионами обитателей, которые описывал Иосиф во времена римского завоевания.
С воздуха легко оценить стратегическую ситуацию. Евреи контролируют узкую, плотно населенную береговую равнину от Хайфской бухты до ливанской границы, арабы же заняли холмы и горы в глубине страны. Топография явно в пользу арабов. Холмы кажутся почти неприступными. Тогда как с них, с высот, расположенных над береговой равниной, арабская «Армия освобождения» Фавзи эль-Каюкджи, состоящая из палестинцев, иракцев, сирийцев и множества других добровольцев, угрожала порту Акко и Хайфско-Аккской дороге, главной коммуникационной линии Израиля.
Кроме этого арабы удерживали один выступ и на самой равнине. Примерно в четырех тысячах ярдов к востоку от дороги солдаты Каюкджи заняли насыпь Тель-Киссан – место многих древних поселений. Эти доисторические поселенцы выбрали хорошее место – насыпь доминировала над важной частью равнины и располагалась по обе стороны важной дороги в холмах. В руках Каюкджи Тель-Киссан был угрозой нашим позициям и одновременно служил аванпостом, защищающим основные места концентрации арабов. Пролетая над ним, я долго и внимательно рассматривал оборонительные позиции на насыпи – турецкие зигзагообразные окопы образца Первой мировой войны – и обрадовался, что окопы вырыты только на обращенной к нам западной стороне, тогда как на восточной, тыловой, никаких следов оборонительных позиций не было. Я решил, что Тель-Киссан должен быть взят и, более того, он может быть взят достаточно легко, если зайти с тыла под покровом ночи.
21.04.2022 в 19:57
|