Autoren

1466
 

Aufzeichnungen

201160
Registrierung Passwort vergessen?
Memuarist » Members » Ben_Dunkelman » Кровавый путь на гору Скопус - 5

Кровавый путь на гору Скопус - 5

29.04.1948
Иерусалим, Израиль, Израиль

Гарнизон горы Скопус был безмерно рад видеть нас и еще больше рад принесенным боеприпасам и еде. Но, конечно, столь важная операция проводилась не только для доставки патронов и муки. Гора Скопус - одна из гряд холмов к востоку Старого города - и остальные стратегические высоты были в руках арабов. Батальон Менахема был отправлен туда с целью продвижения на юг и захвата остальной части гряды. Первым объектом захвата была больница Августы Виктории, граничащая с городком Еврейского университета. Здесь арабы имели выгодную укрепленную позицию над Старым городом, которая также являлась идеальным местом для артиллерийского обстрела Нового еврейского города. Кроме того, овладев данной стратегической точкой, мы получали контроль над дорогой из Иерихона, единственной арабской безопасной дорогой для снабжения и пополнения.

 

Достигнув горы Скопус, мы немедленно начали готовиться к штурму. Завершив все приготовления, солдаты занимали позиции для атаки, когда неожиданное событие поставило под угрозу всю операцию. Каким-то образом английский командир в Иерусалиме пронюхал о ней. За два часа до назначенного времени штурма он позвонил в университет и предупредил, что если мы атакуем с горы Скопус, то он обрушит всю силу своих войск, поддерживаемую тяжелой артиллерией, чтобы уничтожить нас.

 

Угроза не была оставлена без внимания и вызвала большое замешательство у Менахема, у которого еще был свеж в памяти ужас атаки англичан на Шейх Джерах. Поэтому он решил, что надо отложить атаку во избежание разгрома и запросить у Сохнута новые инструкции. У меня не было сомнений, что если мы обратимся в Сохнут, нам прикажут отменить атаку.

 

Моя дилемма была не менее суровой, чем у Менахема, поскольку я был старшим по званию из присутствующих офицеров бригады и частично отвечал за операцию. После того, как я побывал под обстрелом в Шейх Джерахе, я знал чем чревато игнорирование предупреждения англичан. Но я также знал какое огромное значение для обороны Иерусалима имеет захват района больницы Августы Виктории сейчас, до того, как арабские регулярные армии будут введены в бой. Более того, я не был уверен в решительности английского командира и сомневался, что он станет рисковать. Ведь потери среди его солдат могли быть тяжелыми и это всего за несколько дней до планируемого выхода англичан из Палестины.

 

В то же время наша позиция для обороны была несравненно лучше, английская же для нападения - значительно хуже, чем в Шейх Джерахе. Гора Скопус – длинная гряда, несколько тысяч ярдов в длину, позиции наши растянуты, что является гораздо менее удобной целью, чем один дом, в котором находились наши солдаты в Шейх Джерахе. Еще более важный момент – была только одна дорога из Иерусалима, и та была усыпана там и тут свалившимися со склонов булыжниками, что делало ее непроходимой для танков и другого транспорта. Поскольку англичане были вынуждены держаться этой дороги, блокировать их не составляло особого труда.

 

Я уговаривал Менахема атаковать как было задумано.

 

«А как же англичане?», - спросил он с сомнением.

 

«Англичане? – сказал я торжественно, с оттенком полной уверенности, - оставь их мне!»

 

Я начал давать указания солдатам, защищающим наш тыл, охраняя атакующих от любого вмешательства англичан. В то же время я принял полную ответственность перед Сохнутом.

 

Менахем и его солдаты продолжали готовиться. Перед самым часом 0 я отошел от расчета нашего «Давидки» и направился в университетскую библиотеку. Оттуда позвонил в штаб англичан и кратко информировал ответившего офицера, что мы открываем огонь ровно через одну минуту. «Если вы хотите, - добавил я, - вы можете появиться здесь. Но я обещаю, что ни один солдат, ни одна машина не вернется назад!» Не дождавшись ответа повесил трубку. Можно было начинать атаку.

 

Здание больницы Августа Виктория было на другой стороне глубокого ущелья. С заходом солнца солдаты скользнули в тишине на свои позиции у самого края. Отсюда они должны будут добежать и атаковать противника. Поскольку у нас хронически не хватало боеприпасов, план огневой поддержки был экономным и далеко не совершенным. «Обработка» (любимое слово фельдмаршала Монтгомери) состояла из одного выстрела «Давидки», который одновременно являлся сигналом наступления для пехоты. Мы рассчитывали на внезапность, темноту и пугающее воздействие «Давидкиной» бомбы.

 

«Давидка» был одним из чудес войны 1948 года. Очень тяжелый миномет, сработанный в мастерских Хаганы, стреляющий необычайно тяжелым снарядом. Его дальность была небольшой и он не всегда наносил реальный ущерб. Зато производил страшной громкости взрыв и невероятное психологическое воздействие на арабов. К сожалению «Давидка» изготовлялся нелегально, в примитивных мастерских и надежность его оставляла желать лучшего.

 

 В час 0 был дан приказ «Огонь!». Раздался оглушающий рев «Давидки». Через несколько секунд дым рассеялся, открывая картину полного разрушения. Самоделка взорвалась от выстрела, убив и ранив немало наших солдат. Выживших было слишком мало для атаки и ее пришлось отменить.

 

Операция на горе Скопус уже достигла главной цели: усиление гарнизона и доставка необходимых грузов. Однако, неудача в захвате больницы Августа Виктория разочаровала нас. Захватив больницу мы могли перерезать жизненно важную для снабжения дорогу на Иерихон. Для собственного утешения мы послали группу захвата атаковать дорогу. Захват возглавлял Ури (командир прежде сильно засекреченного «Немецкого взвода», состоящего из немецких евреев, обучавшихся в немецкой форме, с немецким оружием, способных успешно маскироваться под солдат вермахта, действуя в тылу у немцев). Сама операция не требовала чтобы Ури командовал по-немецки, но дала ему возможность показать свою квалификацию взрывных дел мастера. Взорвав несколько трубопроводов, он сумел сделать дорогу непроходимой.

 

Провал атаки на Августу Викторию заслуживает еще двух замечаний. Первое, за две минуты до начала я был с расчетом «Давидки». Чуть позже отошел к телефону поговорить с англичанами и миномет взорвался, уничтожив весь расчет. Если бы я не командовал прикрытием, я был бы там. Мой телефонный звонок тоже оказался судьбоносным и не только для меня: англичане так и не появились.

 

Через две недели они оставили Палестину. Я не сожалел об этом.

21.04.2022 в 18:50


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2024, Memuarist.com
Rechtliche Information
Bedingungen für die Verbreitung von Reklame