Autoren

1566
 

Aufzeichnungen

218972
Registrierung Passwort vergessen?
Memuarist » Members » Alexander_Dolgun » Американец в ГУЛАГе - 129

Американец в ГУЛАГе - 129

15.11.1951
Джезказган (Жезказган), Казахстан, Казахстан

Однажды Арнольд, кузнец, вошел во двор, где стоял некоторое время, наблюдая за моей работой. Я лишь смутно увидел две пары ног через свою маску, и продолжил работать. Когда я откинул маску и взглянул вверх, то увидел, как жилистый старик смотрит на меня с дружелюбной улыбкой – я был рад его видеть.  

- В кузнице теперь все не так, как раньше, Александр, мой мальчик, - проговорил он. – Вот уже три недели, как у меня все одна и та же ручка от долото, и наша жизнь стала менее веселой.   

Мы оба посмеялись на этим, я достал своего табака, Арнольд вынул два лоскутка бумаги, мы свернули папироски и присели на сугроб перекурить.

- Я видел, как ты работаешь, Александр, - сказал Арнольд. – Я удивлен, как хорошо у тебя получается. Пожалуйста, не обижайся.

Я рассмеялся, ответив, что ничего обидного тут не вижу.

 

- Послушай, - продолжал Арнольд, - у меня есть идея, как заработать немного денег, чтобы купить хлеба. Как ты думаешь, насколько сложно время от времени откладывать по нескольку круглых прутьев, а также железных уголков?

Я ответил, что это несложно.

Арнольд объяснил, что говорил с некоторыми гражданскими - шоферами и рабочими – приехавшими на ДОЗ. Все они были очень недовольны, потому что когда правительственные чиновники уговаривали их ехать работать в Джезказган, то описывали Крестовую как образцовый поселок с оснащенными современными удобствами меблированными квартирами, что здесь есть зоны отдыха, и т.д. Когда же они приехали, то обнаружили холодные, наполовину готовые квартиры, плохо сделанные (рабским трудом, конечно), без мебели. Никаких зон отдыха, конечно, тоже не было. Им было объявлено, что все это «планируется», но по причине «трудностей снабжения» строительство затягивается.    

Но больше всего они ругались – а это в основном были молодые женатые пары – на то, что у них не было кроватей, и им приходилось спать на полу. Арнольд решил, что мы могли бы сработаться с ними, делая для них кровати на ножках. Я бы варил раму, а он бы делал орнаменты в кузнице.

Так мы образовали партнерство.

Мне пришлось отложить на время перерывы на обед и производство ложек, но обычно за неделю мы справлялись с изготовлением кровати, что давало каждому из нас по два кило хлеба, а иногда мы могли разжиться и жареным мясом, маслом или парой рублей, которые могли нам потом пригодиться для чего-то большего.

Мы никогда не спрашивали шоферов, как им удавалось провезти кровати через охрану, но я уверен, что охранники обыскивали машины только в поисках беглецов при выезде и контрабанды, наподобие ножей и оружия, при въезде. Хлеб и кровати их не интересовали.

Как-то один шофер поведал мне, что им очень понравилась наша кровать, хоть и пружины (просто сетка из проволоки) были жестковаты. Он был восхищен нашим мастерством, как он сказал, и его жена спрашивала, не могли бы мы сделать для нее утюг?

Утюг стал настоящим испытанием. На изготовление утюга у меня ушло больше времени, чем на кровать, потому что мне пришлось использовать для этого несколько различных видов стали. Сначала я вырезал днище в виде лодочки из толстого листа. Его требовалось отшлифовать снизу и с боков – делать это мне приходилось вручную, и на это уходили дни, чтобы я мог то здесь, то там уделить этому время, скрываясь от бригадира, окриков охраны или взглядов стукачей.

Сверху я сделал отделение для углей, с небольшой решеткой и вентиляционными отверстиями, куда нужно было класть кусочки угля. Я понимал, что все это должно выглядеть красиво, чтобы понравиться женщине, которая заботится о том, как она выглядит – причем настолько, чтобы гладить одежду в Джезказгане. Поэтому на последнем этапе я очень постарался. Утюги стали пользоваться большим спросом, и на протяжении некоторого времени я получал по три кило хлеба за утюг. Я начал ощущать себя богатым человеком – настолько хорошо устроенным, что мог проявлять щедрость по отношению к своим друзьям, особенно к Зюзину, который так тщательно меня оберегал до этого. Некоторое время, таким образом, дела шли очень неплохо. И, хотя я продолжал ощущать постоянную слабость, мое здоровье было на удивление хорошим, несмотря на небольшие приступы цинги, расстройство желудка время от времени и небольшую температуру.

 

 

 

15.04.2022 в 20:09


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Rechtliche Information
Bedingungen für die Verbreitung von Reklame