20.04.1945 Месскирх, Германия, Германия
Но события опережали наши ожидания. Уже на наш маленький городок американцы сбросили несколько бомб, но не на жилые кварталы, а на линию железной дороги, на вокзал. Вокзал был почти разрушен, рельсы искорёжены, движение поездов прекратилось.
Однажды, после налёта самолётов на город, из цехов отобрали несколько человек, не больше десяти, куда и я попал. Нас погнали на железнодорожный вокзал, там на площади перед исковерканным перроном лежали две, не взорвавшиеся, авиационные бомбы. Немцы приказали погрузить их на автомашины. Сами оцепили вокзал и площадь. Залегли и кричат, чтобы мы шли к бомбам. Мы подошли близко к бомбам, посоветовались. Среди нас оказалось двое сапёров. Они пошли к бомбам, а мы легли на землю. Когда открутили взрыватели, то махнули нам. Мы подогнали машину, погрузили одну бомбу, машина отошла. Потом погрузили вторую бомбу на другую машину. Их отвезли за город и взорвали сами немцы, а нас вернули в лагерь.
Через несколько дней мы услышали отдалённый гул выстрелов из орудий. Гул доносился с запада. Этот гул продолжался и завтра и послезавтра. Ребята датчане узнали от немцев-рабочих, что идёт наступление французских войск на город Фрайбург, он расположен от реки Рейн 20 км на восток, а от нас около восьмидесяти километров. Мы очень радовались скорому освобождению. Но эта радость сменилась печалью. Когда Фрайбург пал, и французские войска начали продвигаться на восток, в городе Штокках немецкая охрана лагеря, где находились наши военнопленные, совместно с гестапо вывели всех из лагеря за город и расстреляли. Хоть в нашем городе гестапо не было, но они могут появиться, а до Штокках от нас всего двадцать два километра. Мы опасались, что и с нами могут сделать так. Напряжённость в лагере нарастала. Люди замыкались в себе. Каждый о чём-то думал, на что-то надеялся. Я после работы незаметно начал рассматривать проволочные заграждения, которым был опоясан весь лагерь, надеясь найти слабое звено, чтобы при критической ситуации можно было выбраться из лагеря. Но всё было надёжно укреплено и на ночь включали электрический ток. Всё же обнаружил одно подходящее место за бараками. До охраны было далековато, да и подобраться сюда можно было незаметно. Ночью незаметно подобрался к тому месту и начал подкапываться под заграждение. Много сделал, но не окончил. На другую ночь не смог, а уже на третью окончил. Пролез на ту сторону, потом обратно, всё хорошо замаскировал прутьями и ушёл спать. О лазе кроме меня никто не знал. Я стал более спокойным и уверенным. Но вот опять возникла мысль:
- Куда двигаться, когда покинем лагерь через лаз? Это ведь не в России, здесь любой немец, заметив, может выдать нас.
29.10.2021 в 21:13
|