07.12.1947 Ленинград (С.-Петербург), Ленинградская, Россия
Глава семнадцатая
ПОСЛЕДНЯЯ УСТАНОВОЧНАЯ КАМПАНИЯ МГБ
Прежде чем перейти к дальнейшему изложению моих хождений по мукам, я хочу описать последнюю «операцию» МГБ, явившуюся косвенной причиной гибели Берии и ликвидации МГБ в том виде и с теми правомочиями, которые оно имело. Катастрофа, постигшая МГБ, послужила до некоторой степени началом новой эпохи в СССР, которая может быть названа «хрущёвской». Прямым следствием её явилась возможность возвращения домой сотен тысяч людей не только в Советском Союзе, но и в Европе.
Кампания эта была антиеврейская. Еврейский вопрос существует в каждой стране, где живут евреи, он прямо пропорционален количеству их в стране и существует даже в тех странах, например Скандинавских, где население не подозревает об их существовании.
В разные исторические времена правительства разных стран по-разному пытались разрешить этот вопрос, но, как правило, безуспешно. В России еврейский вопрос был всегда весьма болезненным, отчасти в силу большого количества евреев и исторических судеб этого народа. Главная масса еврейского народа в Российской Империи была сосредоточена в западных районах страны, причём количество еврейского населения особенно увеличилось с присоединением к России Польши. Чем дальше на Восток, тем меньше было процентное отношение евреев к остальному населению, приближаясь на самых восточных окраинах к нулю.
Кроме исторических причин такому распределению еврейского народа способствовала «черта оседлости», для евреев весьма ощутительно ограничивавшая их пределами западных и привислинских губерний. Въезд за пределы этой черты и поселение там были возможны только для евреев с высшим образованием или с профессиями, требовавшими законченного профессионального образования, как, например, фармацевты, дантисты и т. д.
Однако для достижения этого требовалось преодолеть некоторые трудности, проистекавшие из «процентной нормы», которая заключалась в том, что так как процент евреев по отношению к остальному населению составлял 3%, то и доступ евреев в средние и высшие учебные заведения был ограничен этим процентом. Конкуренция при поступлении в высшие учебные заведения, в особенности в технические, за их недостаточным количеством или, вернее, за недостаточностью их ёмкости, была очень большая не только для еврейского населения, поэтому из евреев попадали в них самые талантливые, прилежные и одарённые. Это отчасти создало легенду о невероятных способностях еврейского народа, и появилось опасение, что при предоставлении возможности получения образования более широкой еврейской массе этот народ забьёт русских и всё собой заполонит. Я не хочу этим сказать, что еврейская нация не одарённая, я только хочу сказать, что тот ряд талантливых адвокатов, врачей, журналистов, имена которых вошли в историю петербургской эпохи последних пятидесяти лет до революции, был создан искусственно в силу административного нажима.
Антиеврейская политика русского правительства, оправдывавшаяся охраной интересов русского народа, не была «антисемитской», ибо по существу таковая должна была бы быть расовой. Принявший христианскую или магометанскую религию стопроцентный по крови еврей освобождался от всех ограничений и мог занимать любые посты в государстве вплоть до высших военных. Считалось, что именно иудейская религия и связанная с ней религиозная общинная организация мешают ассимиляции евреев и объединяют их вокруг национального знамени.
Пространство, отведённое для евреев «чертой оседлости», было больше Германии, и, казалось бы, было где им развернуться, но, видимо, по местным условиям этого не происходило, и много евреев ежегодно эмигрировали в Америку.
Каждая нация имеет характерные для неё особенности в области своей деятельности, обыкновенно создаваемые историческим путём. Несомненно, основным свойством еврейской нации была склонность к торговле. Благодаря этому большая часть торговли Западного края Российской Империи оказалась в руках евреев, в особенности рынок сельскохозяйственной продукции. Это привело, помимо исторического антагонизма, к сильному развитию антисемитизма, повлёкшего за собой время от времени погромы еврейского населения. За границей было принято обвинять Царское правительство в организации этих погромов; я думаю, что это несправедливо, так как погромы производились в этих районах и после падения Царской власти по приходе к власти местных националистов, причём погромы этого времени по жестокости и размаху во много раз затмевают всё, что происходило раньше.
Октябрьская революция, отменив «черту оседлости» и уничтожив положение евреев как граждан второго сорта принесла евреям нечто положительное, дав им возможность деятельности на всей территории Российского государства.
В громадном количестве еврейская местечковая молодёжь, малообразованная, но изворотливая, энергичная и не связанная никакими традициями, бросилась из-за «черты оседлости» на остальную территорию России. Административный аппарат был распущен, русская интеллигенция, в процентном отношении немногочисленная и в силу своей идеологии оторванная от реальности и от народа, была частично уничтожена физически, а частично, спасаясь от красного террора, бежала из страны. Все освободившиеся вследствие этого должности заполнились местечковым еврейством. Если вспомнить, что Центральный комитет коммунистической партии насчитывал 80% людей еврейского происхождения, то создавалось впечатление, что вся Россия захвачена еврейством, и что коммунизм — измышление евреев для захвата власти во всём мире. Фактически евреи, сидевшие в ЦКП, как Троцкий-Бронштейн, Каменев‑Розенфельд, Зиновьев‑Апфельбаум и др., с еврейством и его национальной идеологией ничего общего не имели; у них не было никакой связи ни с сионистами, ни с какимлибо другим еврейским движением. Они были профессиональными революционерами, которые, как только страна перешла из периода революционного в период стабильного строительства государства, оказались ненужными, неспособными и вредными и были физически истреблены. На их место пришли хрущёвы, сусловы и другие.
Но местечковые евреи, заполнившие аппарат государственной машины, выступали не только в качестве представителей еврейской нации, но и в качестве работников коммунистической партии, и в этом в глазах одних была их вина, а в глазах других — заслуга. По иронии судьбы, именно они строили социалистическое государство, не будучи социалистами. Проводя революционные мероприятия, они не были революционерами, а просто увлеклись возможностью власти, лучшего материального положения, а иногда возможностями хорошего, хотя и рискованного заработка. Всё это не могло не отразиться на психике населения, и антисемитизм вышел из границ оседлости и развился по всей России.
Этот антисемитизм был некстати для коммунистической власти, у неё ещё не было подготовлено кадров, которые могли бы заменить работавших у неё местечковых евреев, а самим евреям антисемитизм был опасен, так как угрожал их собственной безопасности. При таком совпадении установок всякое проявление антисемитизма было объявлено контрреволюционным и подлежащим строгим наказаниям. Однако он не умер в населении, но ушёл в подполье, которое при советских условиях всегда находится в глубине мозга советского гражданина, так как в другом месте оно будет немедленно открыто. Реально это подполье в течение ряда лет никак себя не проявляло, если не считать ядовитых анекдотов вроде: «Нельзя говорить жидкость, а надо еврейкость» и т. п.
Внимательный читатель заметил, может быть, что я несколько раз отмечал еврейскую национальность как в следовательском составе, так и в тюремном и лагерном персонале. Я делал это для того, чтобы теперь указать, что в 1950 году все эти люди исчезли настолько, что мы обратили на это внимание. Официально всё будто бы обстояло благополучно, не выдвигалось никаких антисемитских лозунгов, еврейских жалоб не поступало, по крайней мере — в сфере моих наблюдений. Но уже самый факт исчезновения еврейского элемента из органов МГБ являлся предупреждением. Гроза разразилась незадолго до смерти Сталина, но разгром еврейского элемента, изгнание его с мест и служб и распределение его по исправительно-трудовым лагерям и местам высылок начались около 1948 года. Когда я, после четвёртого по порядку следствия, был привезён из Лубянки в Бутырскую тюрьму для ожидания нового приговора — это было весной 1951 года, — то из 17 человек, сидевших в камере в ожидании приговора, 16 были евреи, все крупные персонажи: директора трестов, редакторы отделов центральных газет и начальники главков. Предпосылкой этой кампании была всё та же подготовка к войне с Америкой, а рассуждения текли примерно по такому руслу.
Влияние еврейских групп на американскую политику велико, а авторитет Америки у русских евреев, вероятно, ещё больше; тут играли роль и американские родственники, и роль, сыгранная Америкой в войне с Германией. Между тем эти, возможно, дружественные Америке элементы занимают в Советском Союзе ведущие места. Опасность налицо, поэтому делается установка их убрать; способы для этого старые и испытанные. Но если такие меры в отношении бывших белогвардейцев, эмигрантов, фашистов, союзников немцев мировой общественностью и прессой затрагивались мало и, в сущности, мало кого интересовали, то аналогичные действия в отношении евреев вызвали большой шум. Мировое еврейство имело перед собой опыт Гитлеровской эпохи и потому не без основания усмотрело в этом новую опасность для своей нации и ударило в набат, что облегчалось тем, что большинство мировой прессы было в их руках.
Отрицательное отношение Советского правительства к созданию Палестинского государства, которое оно рассматривало как американскую агентуру на Ближнем Востоке, тоже немало способствовало враждебности этой прессы. Тогда решено было нанести удар, долженствующий реабилитировать эти антиеврейские деяния и опереться на общественное мнение своей страны. Для этой цели был устроен так называемый «процесс врачей». Эта операция состояла в том, что руководящей группе врачей Кремлевской больницы, лечивших самых крупных лиц коммунистической иерархии, было предъявлено обвинение в сознательном отравлении и отправлении на тот свет ряда крупных лиц этой иерархии — Жданова, Максима Горького и др. Врачи эти были евреи.
Женщина-врач, сделавшая донос, русская, была награждена орденом Ленина — очень крупной наградой, соответствующей ордену Св. Владимира в Царской России. В руководящих газетах — «Правде» и «Известиях» — ежедневно стали появляться статьи, разъясняющие опасную мелкобуржуазную роль еврейства, стремление сионистских организаций захватить мировое господство и т. д. Вспоминались Сионские мудрецы Нилуса и приводилась антиеврейская аргументация национал-социализма. Если погромщики старых времён выдвигали лозунг: «Жиды Христа распяли», то теперь появился новый лозунг: «Еврейка Каплан, по заданию сионистской агентуры, убила Ленина».
165 Троцкий Лев Давидович (наст. имя и фам. — Бронштейн Лейба) (25.10.1879–21.08.1940), сын еврея арендатора. Профессиональный революционер. Член РСДРП, с 1917 г. большевик.
166 Каменев (наст. фам. — Розенфельд) Лев Борисович (06.07.1883–25.08.1936), сын железнодорожного инженера. Окончил Тифлисскую гимназию в 1901 г. Учился на юридическом факультете Императорского Московского университета, откуда в 1902 г. был исключён за антиправительственную деятельность. Профессиональный революционер-большевик. Лектор партийной школы РСДРП (б) в Ломжюмо (под Парижем). В 1914 г. редактор газеты «Правда», осуждён за противоправительственные и антивоенные выступления. Освобождён после Февральской революции. В 1917 г. член ЦК РСДРП (б) и редколлегии «Правды».
В 1918 г. член президиума ВЦИК, член Политбюро и Оргбюро РКП (б). Во время Гражданской войны член коллегии ВЧК. В 1918–1926 гг. председатель Моссовета. В 1923–1926 гг. зам. председателя СНК СССР и директор Института Ленина. В 1927–1928 и 1932–1933 гг. за антисталинские выступления был исключён из партии. В 1934 г. директор Института мировой литературы Академии Наук СССР. В 1934 г. арестован, в 1935 г. осуждён на 5, затем на 10 лет. В 1936 г. расстрелян.
176 Имеются в виду т. н. «Протоколы Сионских мудрецов», или «Сионские протоколы» — документ, опубликованный русским религиозным писателем Сергеем Александровичем Нилусом (28.08.1862–01.01.1929), в своей книге «Великое в малом…» в 1905 г. и представляющий тезисное изложение плана по достижению мирового господства некоей тайной еврейской организацией. В настоящее время «Сионские протоколы» признаются рядом исследователей заведомым антисемитским апокрифом (см. Бурцев В. Л. В погоне за провокаторами.
12.09.2021 в 18:28
|