30.06.1958 Потьма, Ульяновская, Россия
Никто из ныне живущих Бородиных и Сониных не знает год рождения старшего из детей Михаила и Елизаветы Сониных – Василия. Знаем только, что он старше Насти. А вот по отношению к Лизавете – старше он её или младше – не знаем. Мы с Сашей пытались прояснить этот вопрос. В Книге Памяти Ульяновской области, в которой я покопался, записан Сонин Василий Михайлович, 1912 г.р., с. Потьма Карсунского р-на, призван в ряды СА в 1939 году, капитан, пропал без вести 27.12.1941 года. А Саша в Архиве Министерства обороны СССР нашёл такую запись:Сонин Василий Михайлович, 1910 г.р., Куйбышевская область, Карсунский р-н, с. Патьма ( так записано: именно ПАтьма, а не Потьма, хотя в Карсунском районе есть только Потьма), убит в Севастополе 26.12.41 года. Место рождения, как видим, одно и то же, время смерти ПОЧТИ одно и то же (что такое разница в один день при тогдашнем делопроизводстве?). Я думаю, что это один и тот же человек. В Севастополе конца 41-ого года трудно было вести учёт живых и мёртвых. В том аду, который там творился, нелегко было заметить смерть одного человека, когда ежедневно гибли тысячи защитников морской славы России.
Что ж известно ещё? После голодного босоногого детства в Потьме Василий учился в Московской военно-политической академии, которую закончил перед самой войной. Женился на Марусе из соседнего села Вальдиватское, родилась дочка Галя.Как, наверное, радовались и гордились своим сыном Михал Иванович и Елизавета Николаевна! Но грянула Великая Отечественная и всё оборвалось… Не суждено было Василию увидеть Салют Победы. Он погиб в самом начале войны в Севастополе. Там и похоронен в братской могиле павших при оборо-не города. Никто из Сониных никогда не бывал в городе-герое Севастополе и не был на могиле своего брата. Да и где она, эта могила?.. Не искали…
А это Иван Михайлович Сонин. Его судьба сложилась более счастливо. Следуя по стопам старшего брата Василия, Иван также посту- пил в военное училище в г. Оренбурге, которое и закончил, когда уже гремела война. Скорее всего обучение было ускоренное, учиться долго не пришлось, и уже в конце 42-ого года с погонами младшего лейтенанта Иван оказался в дейст- вующей армии.
Ему повезло. Его не было ни в Сталинграде, ни на Курской дуге, ни в одном из тех котлов 41-ого и 42-ого годов, в которых варилось человеческое пушечное мясо. Западный фронт, где присходила решающая драка, был где-то далеко. Иван Михайлович всю войну прослужил на Кавказе. Здесь было тихо, после 42-ого года немцы сюда уже не совались. Но Бакинскую нефть всё же надо было охранять, что Иван Михайлович и делал.
Здесь, на Кавказском фронте, русский парень Иван из далёкого поволжского села встретил чернобровую адыгейскую девушку с необычным именем Сара, служившую санитаркой в медсанбате. Влюбился. Сара ответила взаимностью, и с тех военных лет они уже не расставались всю жизнь. После войны Иван Михайлович продолжил службу в армии. Вместе с Сарой мота- лись по гарнизонам Советского Союза: Баку, Ивано-Франковск, Крым, Харьков… В Баку, где Иван Михайлович служил с 45-ого по 60-ый год, родились у него с Сарой две дочери: Нина в 47-ом году и Зара в 52-ом. Выйдя в отставку, Сонины поселились в г. Майкопе, на родине Сары. Здесь и закончились их скитания на этой земле. Сара Махмудовна тихо скончалась в кресле перед телевизором 08.09.88г. Иван Михайлович умер от рака желудка 9 июля 2004 года. Похоронен в Майкопе, вдали от своей родимой Потьмы. Остававшаяся ещё в живых старшая сестра Анастасия не смогла проводить его в последний путь: далеко добираться, да и годы её уже были не те, чтобы путешествовать. Круг замкнулся…
15.08.2021 в 12:40
|