31.12.1946 Новая Ляля, Свердловская, Россия
2 До наступления нового 1947 года оставалось несколько дней. Вернувшись из школы, в комнате самоподготовки детдомовцы клеили из разноцветных полосок бумаги нескончаемые цепи для украшения новогодней ёлки и всех помещений детдома. Наша команда всё ещё держалась вместе: не особенно своими нас воспринимали старожилы детдома, и, наверное, поэтому, чтобы и мы и старожилы привыкли друг к другу, директор решил, что в школу нас отправят после зимних каникул. И стали мы не совсем добровольными помощниками по детдомовскому хозяйству: к отопительным печам таскали из сарая дрова, носили воду на кухню, подметали полы в коридорах, чистили картошку. Наступил долгожданный день, ёлка красовалась в центре столовой, укутанная бумажными цепями, увешанная золотистого цвета стеклянными шарами, усыпанная блёстками слюды. Праздник, как нам казалось, утомительно долго не начинался: ждали шефов – работниц бумажного комбината. Малышня от нетерпения то и дело выбегала из столовой посмотреть, не появились - ли шефы. Всё это создавало праздничное настроение. Наконец, раздались крики: - Ура! Ура, - кричали малыши, врываясь в столовую, - приехали шефы! Праздник начался. Директор поздравил нас с наступлением Нового 1947 года, особо отметив заботу о детях, всеми любимого вождя товарища Иосифа Виссарионовича Сталина. От нашего имени директор пообещал, правда не понятно кому, что мы, воспитанники детского дома, хорошим поведением и отличной учёбой ответим на заботу о нас товарища Иосифа Виссарионовича Сталина и тем самым станем уважаемыми гражданами страны, разумеется, когда вырастем. После столь важной речи директора под руководством деда Мороза и снегурочки вокруг ёлки закружился хоровод. Несмотря на всеобщее веселие, детдомовцы с нетерпением ожидали раздачу подарков. Получить подарок было не так-то просто: надо было чем-то проявить себя, сплясать или рассказать стишок, но лучше спеть песенку про Новый год. Многие из детей так и поступали, и, осчастливленные подарком, отходили в сторонку. Корлябка, самый активный член из нашей команды, решил тоже отличиться: встал под ёлкой и, в своей манере изображать несчастного голодного сироту, склонил голову набок, пошмыгал носом и сиплым голосом заголосил: - В саду при долине громко пел соловей А я, мальчишка на чужбине, позабыв всех друзей, Позабыт, позаброшен с молодых юных лет Я остался сиротою, счастья в жизни мне нет, - этими словами и закончилось выступление Корлябки: директор к нашему удивлению, громкими аплодисментами прервал пение и, давясь от смеха, но с серьёзным выражением лица, произнёс: - Стоп, стоп! Послушай лучше, как наш хор поёт настоящие песни, а свои беспризорные забудь!
По команде директора девочки и мальчишки сгруппировались возле ёлки. Они толкали друг друга, выстраиваясь в одну линию. Я понял это и есть хор. Из хора выступила на шаг не большого роста девчушка, от старания привстав на цыпочки, звучно прокричала:
- Песня, «Спасибо великому Сталину» - и ещё громче выкрикнула, - музыка народная, слова народные! Полилась мелодия, извлекаемая седоусым дядей Мишей (детдомовским истопником), из старенького баяна. Солистка хора, дождавшись окончания музыкального вступления тоненьким голоском, запела: - Вся страна ликует и смеётся И весельем все озарены Потому что весело живётся Детям замечательной страны. Солистка замолчала. Баянист исполнил музыкальный бравурный проигрыш и хор грянул: - О детстве счастливом Весёлая песня звени. Спасибо великому Сталину За наши счастливые дни. По кивку головы баяниста хор умолк. Полилась мелодия и вновь зазвенел голос:
- Каждый день смеёмся на рассвете Мы не знаем горестные дни. Если б все так радовались дети, Как умеем радоваться мы.
Солистка замолчала. Баянист отыграл музыкальный проигрыш, и хор исполнил припев: - О детстве счастливом Весёлая песня звени. Спасибо великому Сталину За наши счастливые дни.
Солистка запела: - Небывало радостными стали Каждый шаг, учёба и досуг Потому что наш великий Сталин Нам ребятам, самый лучший друг. Баянист громко и торжественно исполнил музыкальный проигрыш, что послужило сигналом хору дважды исполнить припев: - О детстве счастливом Весёлая песня звени Спасибо великому Сталину За наши счастливые дни.
Песня мне очень понравилась, наверное, тем, что в ней были слова о том, как Сталин заботится о нас и поэтому такое счастливое детство у всех детдомовцев. Шефы, раздав оставшиеся подарки, удалились с воспитателями в кабинет директора пить чай, и мы были предоставлены сами себе. И вот тут-то я познакомился с настоящим духом «братских» взаимоотношений обитателей детского дома. Малышня как послушные овечки, подгоняемые пастухами, выложили на столы содержимое пакетов, и старшие по спальням принялись выбирать из подарочных деликатесов то, что им навилось – печение, конфеты и мандарины, которые я просто ненавидел, связывая с ними то зло, которое когда-то мне пришлось перетерпеть в «барачной школе». Обобранная детвора, всхлипывая от обиды, собирала в пакеты остатки подарков. Обалдевшие от такого поворота в новогоднем празднике, мы с Корлябкой стояли в растерянности, вцепившись в свои пакеты и не знали, как нам поступить – толи подчиниться детдомовским порядкам, толи отстаивать свою независимость, и, имея опыт в таких делах, решили – будем драться. К нам подошёл старший по нашей спальне и, не говоря ни слова, выхватил пакеты с подарками, да так ловко, что мы рты от удивления раскрыли и пока опомнились, старший убежал. Ребята из нашей спальни окружили нас и принялись учить правилам «братства» в детском доме. Мальчишка, небольшого роста крепыш, оглядываясь на дверь, за которой скрылся старший, шёпотом сообщил: - Ну, берегитесь: Крыска вам житья не даст. Ребята, перебивая друг - друга, выложили всё, что думали и знали о своём старшем по спальне и о порядках в детдоме, о которых, по мнению ребят, ничего не знали воспитатели. - Ладно, разберёмся! – Почти в один голос пообещали мы с Корлябкой.
07.08.2021 в 18:47
|