Autoren

1556
 

Aufzeichnungen

214174
Registrierung Passwort vergessen?
Memuarist » Members » Ekaterina_Sushkova » Записки Екатерины Сушковой - 42

Записки Екатерины Сушковой - 42

01.11.1830 – 30.08.1831
С.-Петербург, Ленинградская, Россия

V

В Петербурге. -- Старый обожатель. -- Смерть отца. -- Альбом с стихами Лермонтова. -- Гаданье на новый год. -- Сон в руку. -- На свадьбе в Москве. -- Новый поклонник. -- Опять Лермонтов и его стихи.

1830-1833

 

 Приехав в Петербург, я очень холодно встретилась с Марьей Васильевной; дядя Николай Сергеевич окончил следствие в Велиже, таким образом мы все съехались и жизнь наша пошла прежним порядком, однообразная, скучная: утром -- слезы, вечером -- бал.

 Флигель-адъютант Ш[курин], произведенный в генералы, тоже возвратился с дядей и еще настойчивее стал за мною ухаживать, но я с ним была гораздо суровее чем в Велиже; там он был один, или почти один, бедный князь стоял вдалеке, всегда бессловесный и расстроенный. На балах Ш[курин] казался мне смешным вздыхателем с своей лысиной, лоснящимся лицом, беспрестанным дерганьем плеч, украшенных огромными эполетами, а главное, с своими pas de pigeon в мазурке.

 Мы смеялись над ним и мне удалось, по крайней мере на несколько времени, отделаться от его преследований, когда он начал свое объяснение этой неуместной фразой: "знаете ли, все говорят, что я на вас женюсь?"

 -- Какой вздор, -- отвечала я, -- разве не видят, что я обращаюсь с вами, как с дедушкой? А мне право кажется, что вы одних лет с дедушкой, оттого то я и люблю с вами говорить, даже и танцовать, потому что никому не придет в голову выдавать меня за вас, мой почтенный дедушка.

 Я так ошеломила этим ответом седовласого поклонника, что с этого же вечера он перестал танцовать, а мне этого только и надобно было. Он продолжал к нам ездить, говорил мне о любви своей и, по стечению разных грустных для меня обстоятельств, я почти дала ему слово, но в это время мой отец умер скоропостижно[1]. Его неожиданная, одинокая, несчастная кончина вероятно искупит перед милосердным господом много того, в чем он был виноват перед моей матерью; по крайней мере я этого надеюсь и об этом молюсь.

 Перескакиваю прямо в деревню; и тут я попала из огня в пламя. Только что избавилась от ухаживанья Ш[курина], как начались опять подобные преследования соседа нашего -- Ладыженского[2], того самого, который танцовал со мною на балах и праздниках, данных Островским дворянством по случаю коронации.

 Но времена переменились... Когда я с ним познакомилась, мне было четырнадцать лет и его внимание льстило моему самолюбию; но теперь я привыкла к угождениям и вниманию лучших кавалеров, и бедный сосед казался мне смешным с своими высокопарными фразами и нижегородско-французскими отборными изречениями. Он по уши погрузился в хозяйство, с одушевлением говорил об удобрении земли, с восторгом об уборке хлеба, почти с слезами об идиллиях M-me Deshouillieres[3]. Я выходила из себя всякий раз, как он сватался за меня и изустно и письменно, в стихах и в прозе, через соседей и через своих родных, и всю губернию вмешал в свое сватовство. Никогда не случалось мне видеть человека хуже его лицом и с большими претензиями на туалет. Чего, бывало, не наденет он на себя: пестрый галстух, радужный жилет и все это прикроет горохового цвета шинелью с бесчисленным множеством воротников, отороченных фиолетовым бархатом. Не могу задержаться, чтоб не припомнить здесь несколько строчек из его стихов:

 

 В деревне жить,

 Цветы садить,

 В полях ходить --

 Вот счастие земное!

 Любимым стать,

 Своей назвать

 Руку снискать

 Вот это небылое!

 

 В это время Сашенька прислала мне в подарок альбом, в который все мои московские подруги написали уверения в дружбе и любви. Конечно, дело не обошлось без Лермонтова. Вот эти три стихотворения:

 

 В верху одна

 Горит звезда,

 Мой взор она

 Манит всегда.

 Мои мечты

 Она влечет

 И с высоты

 Меня зовет.

 Таков же был

 Тот нежный взор,

 Что я любил

 Судьбе в укор,

 Мук никогда

 Он зреть не мог,

 Как та звезда

 Он был высок.

 Усталых вежд

 Я не смыкал

 И без надежд

 К нему взывал.[4]

 

 Я тогда имела привычку все смотреть в верх, и Лермонтов смеялся надо мной и часто повторял, что стоит быть у моих ног, чтоб никогда не быть мной замечену.

 Вот вторая его пьеса:

 

 Я не люблю тебя! Страстей

 И мук умчался прежний сон,

 Но образ твой в душе моей

 Живет, хотя бессилен он.

 Другим предавшися мечтам,

 Я все забыть тебя не мог,

 Так храм оставленный -- все храм.

 Кумир поверженный -- все бог![5]

 

 На самом последнем листке альбома было написано подражание Байрону:

 

 Нет, я не требую вниманья

 На грустный бред души моей.

 Таить от всех мои желанья

 Привык уж я с давнишних дней.

 Пишу, пишу рукой небрежной,

 Чтоб здесь чрез много скучных лет

 От жизни краткой, но мятежной,

 Какой нибудь остался след.

 Быть может -- некогда случится,

 Что все страницы пробежав,

 На эту взор ваш устремится

 И вы промолвите: "он прав!"

 Быть может, долго, стих унылый

 Ваш взгляд удержит над собой,

 Как близ дороги столбовой

 Пришельца памятник могильный[6].

 

 1831 г.



[1] А. В. Сушков умер 17 апреля 1831 г., (ср. "Родосл. сбор. рус. двор. фамилий", т. II, СПБ, 1887. стр. 157), судя по воспоминаниям А. М. Фадеева -- "в остроге, куда попал за буйство, учиненное в церкви". ("Воспоминания" А. М. Фадеева, Одесса, 1897, стр. 93).

[2] Об Е. С. Ладыженском см. примечание к стр. 79.

[3] Французская поэтесса XVII века.

[4] Впервые опубликовано Е. А. Хвостовой в "Библ. для Чтения" 1844 г. No 6. стр. 130. Обычно печатается ныне не по этому тексту, а по мало авторитетному списку в одной из лермонтовских тетрадей Пушкинского дома (том. XX, ст.1).

[5] Впервые опубликовано Е. А. Хвостовой в "Библ. для Чтения" 1844 г. No 6, стр. 132. В сохранившемся автографе стих 6-й "Я все забыть его не мог". Произведение это впоследствии переработано Лермонтовым в "Расстались мы, но твой портрет" (1832 г.).

[6] Впервые опубликовано в "Библ. для Чтения" 1844 г., No 5, стр. 6-7, в цикле стихов "Из альбома Е. А. Сушковой". Сохранившийся автограф стихотворений озаглавлен "В альбом" и разделен на две строфы.

26.06.2021 в 08:56


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Rechtliche Information
Bedingungen für die Verbreitung von Reklame