Autoren

1575
 

Aufzeichnungen

220989
Registrierung Passwort vergessen?
Memuarist » Members » David_Genis » Молодые уже и не знают, что такое МТС...

Молодые уже и не знают, что такое МТС...

01.10.1956
Кызылорда, Казахстан, Казахстан

   Молодые уже и не знают, что такое МТС...

 

   В своих воспоминаниях я вдруг заметил явный уклон. В сторону инфекций. Но в те времена я, как главный врач районной санэпидстанции (позже я именовался Главным санитарным врачом района), конечно же, занимался не только спасением народа от инфекций. Была масса проблем и другого, гигиенического, толка.

 

   В нашем районе действовали, например, две МТС (машинно-тракторные станции). В страшные годы "успешной" коллективизации силовым способом были организованы колхозы. Сгоняли туда только бедняков, ибо середняков и кулаков поубивали или повыселяли в дальние края. Сохой хозяйство, даже коллективное, не поднимешь. Но технике в колхозах неоткуда было взяться. И летом 1929 года советская власть в лице всесильного тогда Совета труда и обороны повелела повсеместно создать МТС. Это были государственные предприятия-монополисты: всей сельхозтехникой владели только они. Колхозы ее арендовали, за что были обязаны платить. Не буду делать обзор всех этих МТС-ных дел. Но помню свой первый визит в одну из них.

 

   С моим помощником, Ким Костей, знатоком всех местных "объектов" и всех их "деятелей", мы обошли мастерские Сырдарьинской МТС в поселке Соло-Тюбе. Во дворе полюбовались на ждущую ремонта достаточно грустную технику. В грязноватой конторе поинтересовались журналом учета травм механизаторов и вместе с "хозяином" очень удивлялись, что он куда-то исчез... Собственно, это была большая механическая мастерская с небольшим набором не очень сложных станков. За час всё обошли и посмотрели. Акт обследования написали, предложения записали, директор МТС свой автограф приложил.

   - Ну что, доктора, приглашаю вас на обед ко мне домой.

   Я исподтишка смотрю на Костю, мне интересна его реакция.

   - А что, спасибо, всё равно обедать надо, столовой-то нигде нет,

   Это Костя одним махом отвечает и директору, и мне.

   По тем временам угощения были скромные, от пьянки мы сразу отказались, но по рюмочке "за знакомство" всё же приняли. Мне было интересно и посмотреть, как живет директор значимого в районе предприятия, и, главное, надеялся в домашней обстановке всё же более "по-товарищески" поговорить о делах. Я ведь почти ничего не знал о реальной жизни МТС.

 

   - Вы, наверно, думаете, что мы тут враги медицины? - после третьей кисайки чая широко заулыбался наш хозяин, видимо, очень довольный своей фразой. - Я понимаю, согласен, всё надо. Вот прислали нам из областного управления сельского хозяйства планы работ на этот год. Мы посмотрели цифры, ахнули. Да у меня действующих тракторов столько нет, чтобы всё это сделать. Еще в конце прошлого года мы послали в область наши цифры. Мало, что на них даже и не посмотрели "наверху", так недавно прислали "уточнения" и еще добавили.

   - В колхозах своей техники нет, они на сезон у вас арендуют?

   - Да, конечно. Тоже ругаются, мы же им областные планы спускаем, а им не по силам. Но платить обязаны. Многие в долгах, последнее подбирают, чтобы с государством расплатиться. На следующий год семенной рис будут просить, своего ничего нет, не остаётся.

 

   Тут я в тон добавляю:

   - Недавно в одном колхозе я был. При мне пацан, братишка тракториста, уселся на трактор и решил покататься, да на столб тут же налетел и что-то побил, короче, вывел машину из строя. Брат стоит рядом, ругается, потом махнул рукой и оба ушли домой. А трактор так и остался стоять на улице, подпирая столб и никому не нужный.

   - Верно заметили. Трактор же не колхозный, сломали, значит, нам чинить, и нас же еще и будут ругать, что дали им негодную технику. А платить у них всё равно денег нет. Вот и крутимся. Уж, извините, доктор, тут не до питьевых бачков...

 

   Много я в тот день услышал откровений. Ведь в официальной пропаганде только фанфары гремели в адрес советского колхозного строя... О том, как на деревне живут, в основном судили по кинофильмам типа "Кубанские казаки" или "Свинарка и пастух"...

 

   Да, МТС - это была еще одна форма государственной обдираловки для и без того небогатых наших колхозов. Директора МТС чувствовали себя главными фигурами в районе. Колхозы, как бедные родственники, правдами и неправдами получали в аренду сезонную технику, за которую не всегда могли и расплатиться. Потому сидели в долгах. Это приводило нередко к тому, что колхозникам на "трудодни" по итогам года почти ничего не перепадало. Зарплату колхозники не получали, вот и жили тем, что на своих участках вырастили, да за счет своей скотины.

 

   Для медиков тоже забот и работы хватало. Где техника, там и травматизм, был он и в мастерских МТС, и на полевых работах. Техника безопасности предусматривалась. По инструкциям. Но эти инструкции не очень влияли на травматизм, вернее, не снижали его. Чтобы обеспечить реальные меры, требовались большие деньги. Их никогда не было. Вентиляция, меры защиты, да кто об этом не на словах, а на деле, заботился? Работали больше и чаще по-кустарному.

 

   Я, которого еще недавно в стенах институтских накачивали профессора умными знаниями по гигиене труда, поначалу резво начал в этих мастерских порядок наводить. Акты и предписания писал. Снова приезжал, и опять акты и предписания писал. Штрафы наши были чисто символическими, максимум десять рублей. Других реальных мер у нас не было. Да и у кого они были, если говорить не о тогдашних "передовиках"?

   Разговариваю с главным механиком МТС:

   - Ваши токари работают без защитных очков. Почему?

   - Да искали мы их. Нет нигде.

   - Помещение тесное, вентиляции нет, травите рабочих

   - Нет, зачем травим? Видите, все стекла выбиты? Это для вентиляции.

   - А зимой что будете делать?

   - Застеклим и будем лета ждать.

   - И опять бить стекла?

   - Конечно.

 

   В институте нас никогда не возили в районные МТС. Понимали, что там показать нечего. Практику мы проходили на крупнейших заводах. Я, например, практику по кафедре гигиены труда проходил на крупных свердловских Верх-Исетском металлургическом заводе (ВИЗе) и Уралмашзаводе. Причем по месяцу на каждом из них. И с этим масштабом я попал в примитивные колхозные мастерские. Ходил как в антикварном магазине. Всё старое, всё древнее, примитивное. Рабочие - местные ребята после сельской школы механизации. Тихие. Нетребовательные. Рады были, что работа есть.

 

   Хирурги и сельские медики тоже без работы не оставались. В ряде наших колхозов занимались рисосеянием. Комбайнов не было. На больших рисовых чеках применяли жатки с тракторами. Но на участках, где после спуска поливной воды оставалась еще высокая влажность, техника не могла пройти. К тому же, трактор "прочесывал" поле по основному массиву, а углы оставались нескошенными. Да и просто торопились скосить рис, дабы быстрее отрапортовать.

 

   В общем, причин для привлечения массы народа на уборку риса было предостаточно. Поэтому уборку проводили и вручную, серпами. Сотни людей выгоняли (виноват - "привлекали") на рисовые поля осенью. Заготовку корма для скота, а это был камыш, тоже чаще всего проводили серпами. Потому и здесь травматизма было много. Не все умели владеть серпами. Зазевался, скользнул серп, и можно было остаться или без пальцев, или раскромсать кисть руки. По своей юности и наивности я пытался выходить на районное начальство. Посылал справки и докладные. Иногда оно, начальство, даже выслушивало меня. Со мной не спорили, поддакивали...

 

   Конечно, за три года работы в районе всё же что-то сдвинулось. И в стране произошли изменения. Колхозы переименовали в совхозы. Раньше колхозы считались коллективной собственностью народа. Вернее, членов колхоза. Теперь, без всякого напряжения, землю народную сделали землей государства. Никто этой экспроприации и не заметил. Весной 1958 года Верховный Совет СССР принял закон "О дальнейшем укреплении колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций". МТС реорганизовали в ремонтно-технические станции (РТС), а всю их технику передавали или продавали в колхозы и совхозы. Но опять же, не бесплатно, чем еще больше "посадили" многие слабые хозяйства. Раньше за аренду платили, теперь за ремонт. По данным специалистов, ушло несколько лет, пока сельское хозяйство смогло оправиться после преобразований "по укреплению"...

 

   С другой стороны, совхозы стали государственными хозяйствами, поэтому власти стали больше уделять внимания и вопросам благоустройства, гигиены и охраны труда. Это был плюс. Но это было уже потом...

25.03.2021 в 22:02


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Rechtliche Information
Bedingungen für die Verbreitung von Reklame