Лёгочная "сибирка"? Только ее и не хватало...
И еще на память пришел случай. Уже после того, как я столкнулся в районе с больными "сибиркой", иначе говоря, уже понял, что это "добро" в наших местах водится и с чем это едят, поступило новое сообщение с другого участка, из поселка Берказань. Там подохла корова от сибирской язвы. Но и мы не могли остаться в стороне, вдруг там есть случаи заболевания и людей, во всяком случае, контактные с той коровой уж точно были.
На помощь приехал врач из отдела особо-опасных инфекций облсанэпидстанции. Ветеринары выискивали всех контактных животных и сжигали оказавшиеся там в сарае сухие шкуры, подозревая, что они тоже могли быть заражены спорами сибиреязвенных бацилл. Мы прошлись по этому небольшому участку, узнавая, нет ли больных или, возможно, заразившихся людей.
В это время местный фельдшер сказал, что в доме хозяев подохшей коровы со вчерашнего дня тяжело болеет женщина.
- Нет, не беспокойтесь, у неё просто пневмония. Я ей пенициллин делаю.
Мы с областным врачом тревожно переглянулись: не хватало еще, чтобы это оказалась легочная форма болезни. Я такие формы никогда не видел и, конечно, предложил областному врачу вместе посмотреть больную, он же поопытнее меня, все-таки в таком отделе работает. Но "областник" директивным тоном предложил мне сначала самому посмотреть и потом ему доложить о результате. Этого "консультанта" я оставил на улице, он даже в дом не захотел войти.
Честно говоря, шел в этот дом, не чувствуя себя героем. В общем-то знал, что обычно человек от человека не заражается. Но слово "обычно" уже само вызывало подозрения. Все-таки, какие-то подобные случаи, значит, были. Но больше боялся ошибиться в диагнозе. Лёгочная "сибирка" вообще-то редко встречается, но "редко" еще не значит "никогда". Конечно, перед выездом полистал справочники, сейчас, пока шел к больной, усиленно вспоминал.
Если у нее легочная "сибирка", что буду делать с ней? А если - нет? Ведь могу и ошибиться в диагнозе, а это серьезные последствия и для больной, и для оценки ситуации. Причем, для этой больной женщины счет, фактически, идет на часы. Заболевшие
легочной формой сибирской язвы умирают в пределах 2-3-х суток. Об этом я помнил...
Открыл дверь. Зашел в комнату. Больная лежит. Сразу замечаю, на умирающую не похожа. Уже слава богу. Недалеко муж, обращаюсь к нему:
- Давно болеет?
- Дня два-три будет.
- Сегодня хуже стало, кашляет с кровью?
- Лежит, сильно кашляет, дышать, говорит, трудно. Горячая. Но не хуже, чем вчера. Крови при кашле не было.
- А как заболела?
- Дня четыре назад, холодно было, ветер, а она побежала корову загонять. Наверно, простыла. После этого и заболела.
Осмотрел я больную. Температура была, насколько помню сейчас, не выше 39 градусов. Сразу в уме прокрутил: если бы "сибирка", наверно, уже за сорок точно бы зашкалила. Простукал и прослушал легкие, да, пневмония есть. Оценил состояние. Не увидел я признаков тяжелой интоксикации. Если бы была "легочная форма", значит, быстро бы нарастала тяжелая интоксикация с заметным падением сердечно-сосудистой деятельности. Нарастали бы симптомы отека легких. Короче, эта женщина выглядела бы совсем по-другому. Тем более, что уже три дня болеет. На душе отлегло.
От госпитализации она категорически отказалась. Обычная история: дети, скот, муж... То, что пластом лежит, это не про нее... Сказал местному фельдшеру, чтобы продолжал инъекции пенициллина и следил за состоянием сердца и давлением.
Вышел на улицу, настроение солнечное. Даже обиду на "областника" простил, с апломбом сказал ему, что всё нормально, без паники. Обычная пневмония. Много позже
я узнал, что этот областной "товарищ" по образованию врач, но ветеринарный. И что, поработав пару лет в отделе особо-опасных инфекций, "убедился", что знает, понимает
и может работать не хуже медицинского врача. С чем и обратился в Министерство здравоохранения СССР с просьбой присвоить ему... диплом врача медицинского. В ответ пришел приказ Союзминздрава, вообще запретившего ветеринарам занимать должности медицинских врачей в медицинских учреждениях. Куда тот нахал исчез, не знаю, но из Кзыл-Орды он уехал.