На Западе ее называют Anthrax
Поэтому отвлекусь от воспоминаний и немного расскажу об этой инфекции. По международной классификации сибирская язва называется Anthrax (с греческого - "чёрный"). Так еще древние называли эту болезнь за черные корки, покрывающие места поражения на коже. Возбудителя увидел первым Роберт Кох в 1877 году, а позже французский микробиолог Луи Пастер создал вакцину против этой болезни.
За что Всевышний разгневался на копытных животных (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, олени, верблюды, антилопы), наслав на них Anthrax, не знаю. Но где бы ни жила вся эта скотина, там и "сибирка" случается. Неприятная особенность возбудителя в том, что, попав от больного или погибшего животного на землю, бациллы покрываются плотной и очень устойчивой оболочкой (споры). В почве споры могут сохраняться десятилетиями.
Болезнь многоликая. Куда попадут споры (бациллы), там и "напакостят". Чаще всего встречается кожная форма болезни, когда возбудитель попадает на кожу человека с шерсти, шкур или навоза от больных животных, с загрязненной ими почвы. Бациллами "сибирки" можно заразиться при убое и разделке больного животного или сырого мяса, что чаще всего и наблюдается.
Попав в царапины, ссадины, порезы или расчесы, споры прорастают, микробы начинают размножаться, выделяя очень сильный токсин. Это и вызывает тяжелое заболевание. Еще опаснее, когда "врага" заносит в легкие, кишечник... Понятно, что случаи заболевания людей чаще всего регистрируются в животноводческих зонах. По отчету Минздрава Казахстана, в 2005-2006 годы в стране было учтено 19 заболевших.
Так что эпидемиологам и ветеринарной службе есть чем заниматься.
"Сибирка" задает ребусы...
Не всегда легко выяснить источник заражения человека. А ведь в этом первая и важнейшая часть расследования, которое проводит эпидемиолог в очаге инфекции. Однажды заболел пенсионер, житель поселка Чиили. Скота у него не было, с мясом или шкурами дела не имел, копался себе в саду и заболел "сибиркой". Дома побывали у него, жена ничем не смогла помочь в разгадке. Смеется, вот, мол, во дворе куры бегают, не от них ли дед заразился?
В районной ветеринарной станции версию о возможном падеже скота где-то у соседей отвергли. Да и в поселке давно уже не было случаев ни среди животных, ни среди людей.
Конечно, направился я в больницу. Слава богу, наш "герой" живой, разговаривать может. Веду "дознание". Где и как мог заразиться? Мы в недоумении, он тоже плечами пожимает. Говорит:
- Мясо не варю, баранов не держу, вот только в саду кручусь, сейчас навозом
удобряю деревья.
- Стоп. А навоз где брали?
- Да тут на одну старую ферму ездил, там давно никого уже нет, вот и накопал себе мешок навоза...
Связались мы с ветлечебницей района. Там ответили: как будто бы на этой ферме несколько лет назад были случаи "сибирки" среди коров, потому и бросили те временные постройки. Значит, через тот дармовой навоз и заразился... И пришлось на райветстанцию выходить - с той фермой и с тем навозом что-то делать надо. Не исключено, и другие найдутся на "дармовое"...
Или другой "ребус". В колхозном поселке заболели несколько человек. После долгого хождения по домам мне удалось выяснить, что здесь причиной послужила заболевшая лошадь. Нашли мы и всех, кто имел отношение к разделке туши или брал сырое мясо домой. Всем, по показаниям, ввели противосибиреязвенную антитоксическую сыворотку, взяли под наблюдение. Ветеринары провели свои мероприятия.
Через пару дней, нам "на радость", новый случай. Причем, заболевшая женщина никакого отношения к той лошади не имела. В наших списках лиц из группы риска она не значилась. В разговоре ни с ней, ни с мужем ничего не смог выяснить. Живут бедно, денег на покупку мяса не было. В таких случаях говорят, "голову сломал", пытаясь разгадать сей ребус. Но на след выйти не могу. Вновь и вновь захожу в дома местных жителей, спрашиваю, упрашиваю, объясняю. Да, вроде бы и сами видели, что не шутка, умерла же тут женщина. На все вопросы один ответ: кайдам. Что-то вроде "откуда я знаю".
Или где-то еще был (или есть) источник заражения, или я что-то не выяснил до конца. Ругаться бесполезно. Угрожать - тем более. Да и кого ругать и кому здесь угрожать?
Помог случай. С моим шофером, Сашей Филатовым, зашли в магазин. Две местные женщины, бывшие там, увидев нас, тоже заговорили о заболевшей, и при этом упомянули, что её "бог наказал". Они думали, что мы не понимаем казахский язык. Мы поняли. И они вынуждены были нам рассказать, что та женщина нахально забрала кусок мяса, не заплатив за него. За что аллах, по их мнению, и наказал её.
Мы пошли в тот дом, сказали мужу, что, мол, нам заболевшая все рассказала (использовав то, что мы услышали от их соседей). Дед перепугался. Оказалось, да, когда его жена заболела, он сразу и об аллахе вспомнил, и о божьем наказании, да и о милиции тоже... Всё по-быстрому закопал в конце двора. С его помощью мы и нашли те остатки костей и мяса. Наши страхи улеглись.
Колхозный ветеринар заставил деда выкопать на том месте яму и всю землю в каком-то корыте залил карболкой. Мясо, правда, было в чём-то завернуто, но, для перестраховки, вдруг споры там образовались, провели такое обеззараживание.
На то, что я сейчас изложил в нескольких предложениях, ушло два тревожных дня. Ведь, если был бы еще один, неизвестный нам источник, значит, можно ждать и новые случаи заболевания, и новые смерти...
В конце лета и ранней осенью колхозные или совхозные полевые станы на несколько недель заполняли студенты - ударная рабочая сила по уборке риса и овощей. На один из таких станов привезли для питания тушу лошади, в наших краях конина была обычным мясом. Через несколько дней начали болеть студенты: "сибирка".
Туша оказазалась зараженной. Прирезали заболевшую лошадь, не потрудившись пригласить ветврача для осмотра животного. Благо, что студенты пединститута народ гигиенически воспитанный был, после мяса сразу же мыли руки (речь, конечно, о поварах и тех, кто имел дело с сырым мясом). Возможно, это тоже сыграло свою роль, переболели одиннадцать человек, но легко. Раннее обращение, антибиотики и противосибиреязвенная сыворотка помогли. Шум, понятно, был на всю область.