01.05.1953 Коломыя, Ивано-Франковская, Украина
О ПЕСНЯХ…
И еще в памяти сохранился такой эпизод. Мы тогда еще жили в бараке. Сижу на кухне за столом. Передо мной тарелка с пшенным супом, в которой плавает разваренная таранка. Слева – окно на улицу, справа, у широкой тумбочки, стоит мама и возится с непослушным керогазом. Еще правее, на стенке – круглая черная тарелка репродуктора, из которой звучит одна из чудесных песен МОЕГО времени, которые действительно – строить и жить помогали… Песни эти входили в нашу жизнь, в основном, из любимых кинофильмов, которые можно было смотреть без конца. У мамы был хороший слух и всегда, чтобы она дома не делала – шила, гладила или возилась на кухне, со словами или без слов, напевала одну из них. В зависимости от настроения…
И на этом музыкальном фоне и текло мое детство. Многое, что сохранила память из того периода, произошло благодаря усиливающему действию прекрасных лирических и патриотических песен сороковых и пятидесятых годов. И, особенно, песен военного времени. Более того, оценивая прошлое с высоты прожитых лет, нельзя не увидеть в этих песнях серьезный духовный момент, объединяющий людей в единый жизнеспособный народ в единой могучей стране…
Сегодняшние «песни» не напевает никто…
О ЛЮБВИ И НЕНАВИСТИ…
Много лет спустя отец рассказал историю, услышанную им, в свое время, от старожилов коломыйского полка. Где-то на рубеже 40-х и 50-х годов суровые полковые будни вдруг озарила необыкновенно трогательная возвышенная любовь двух красивых людей – молодого летчика, лейтенанта и юной тоненькой девчушки из местных жителей, поступившей на работу в летную столовую. Они так светились счастьем своей любви и были так чисты в своих взаимоотношениях, что и полк и батальон обслуживания – весь потертый жизнью мужской и женский армейский коллектив по отцовски и по матерински переживал и оберегал их любовь от всего, что могло осквернить и разрушить их чувства…
Однажды, во время прогулки по живописным окрестностям Коломыи, они увлеклись и неосторожно приблизились к опушке леса. Из-за деревьев неожиданно появились вооруженные небритые люди и молча, дулами автоматов, показали им, куда нужно идти… Потом в лесу нашли их жестоко истерзанные тела…
Потрясение для всех было настолько тяжелым, что решение было принято мгновенно и единодушно. Уточнив в особом отделе, в каких горных селах находятся опорные базы бандеровцев, безуспешно осаждаемые подразделениями внутренних войск, командование части, без согласования с вышестоящим штабом, подняло в воздух самолеты… И базы, и села с их окрестностями, были буквально стерты с лица земли… Рассказывали, что после этого случая, бандеровцы и в других местах Западной Украины уже не трогали встретившихся им на пути авиаторов, но обыскав, отобрав охотничьи ружья, иногда избив, отпускали восвояси… Но с теми, кто носил погоны не голубого цвета, ОУНовцы расправлялись самым жестоким образом…
22.11.2020 в 14:54
|