22.06.1941 – 24.06.1941 Новосибирск, Новосибирская, Россия
1
Во второй половине мая 1941 года я со штабом дивизии выехал в Бийский лагерь. Жена с сыном остались в Новосибирске. Ольга работала зубным врачом в пехотном училище, с которым вскоре выехала в лагерь в Юргу.
Навсегда мне запомнился день 22 июня 1941 года. Было воскресенье, праздник - день открытия лагеря. Погода стояла прекрасная, ярко светило солнце. На поляне среди леса состоялся митинг, после которого приезжие артисты давали концерт. Торговали палатки со всякой снедью. У всех было хорошее праздничное настроение. Вернувшись в свою палатку, я услышал хриплый голос репродуктора, висевшего перед штабом лагеря: - Внимание, внимание. Слушайте экстренное сообщение.
Это Молотов сообщал народу о страшной беде, о том, что сегодня на рассвете немцы большими силами вторглись на территорию нашей страны и бомбили ряд городов. Хотя чувствовалось, что войны с немцами нам не миновать, никто не ждал ее так скоро. Еще неделю тому назад мы прочли в газетах опровержение ТАСС на информацию в английской и американской прессе о том, что будто немецкие войска концентрируются у советской границы, что какие-то перемещения войск происходят и на советской стороне. В опровержении говорилось, что лишь в целях лучшего расквартирования одна дивизия была отправлена из Новосибирска в Иркутск. Никакой дивизии мы не отправляли; но я знал, что новые дивизии формировались в округе, и их к началу войны стало десять вместо четырех. Недавно одна дивизия из Славгорода была отправлена в Ахтырку под Харьков. Кому нужна была эта ложь с опровержением? Кого хотели наши руководители обмануть? Разве только самих себя.
После выступления Молотова все в лагере, как во встревоженном муравейнике, пришло в движение. Укладывалось имущество, свертывались палатки, подковывались кони. Уже вечером был отправлен в Новосибирск первый эшелон. Спать в эту короткую ночь не пришлось. Днем 23-го я вместе с другими работниками штаба в товарном вагоне уехал в Новосибирск. После бессонной ночи болела голова, и на душе было тяжело и тревожно. Размеренно стучали вагонные колеса на стыках рельсов, и я грустно смотрел на широкие просторы алтайских полей, а в мыслях неотвязно вертелся мотив глупой песенки, которую вчера на концерте пела какая-то певица: "Не думала, не гадала угореть, пришел вечер, голова стала болеть. Ах, зачем было огород городить, ах, зачем было капусту садить". В Новосибирск приехали рано утром 24-го июня. Квартиру я нашел запертой. Ольга с Женей были в Юргинских лагерях с пехотным училищем. Приехали они вечером, добирались с большим трудом, ехали на паровозе.
09.02.2020 в 18:52
|