Autoren

1574
 

Aufzeichnungen

220684
Registrierung Passwort vergessen?
Memuarist » Members » Anna_Garaseva » Воспоминания анархистки - 73

Воспоминания анархистки - 73

15.10.1927
Троицк, Челябинская, Россия

Наконец, я окрепла настолько, что меня вызвали на этап. Его собирали на большом дворе, людей было много и, как всегда, я поинтересовалась, есть ли политические. Ко мне подошел высокий худой молодой человек с четко очерченным лицом и светлыми волосами. Отрекомендовался — Отто Ретовский. Я радостно засмеялась. Во-первых, он мне сразу понравился, а, во-вторых, я столько о нем слышала! В Верхнеуральском политизоляторе мне постоянно говорили: ты такая же сумасшедшая, как Отто Ретовский! Теперь мы с ним встретились и сразу понравились друг другу. Он кончил свой срок в Суздале и теперь ехал куда-то в Сибирь, в ссылку.

Подали «черный ворон», забили его людьми до отказа, и мы тронулись на вокзал. Опять была Северная дорога — Пермь, Свердловск... Отто был болен, очень болен. У него был туберкулез, и сам он был настолько слаб, что в Свердловске с вокзала в тюрьму не шел с нами, а ехал на телеге с нашими вещами. Там, в Свердловске, мы и увиделись с ним в последний раз. Отто добился свидания со мной, сказав, что мы — муж и жена, и что нас развозят в разные стороны. С полчаса мы посидели с ним в пустой комнате и, прощаясь, Отто со вздохом сказал: «Как мне хотелось бы поехать вместо тебя в Верхнеуральск...»

Бедный Отто! Вряд ли он смог доехать до места своей ссылки... В Челябинске я неожиданно встретила Татьяну. Сошлись наши этапы: один шел из Верхнеуральска на юг, людей везли в ссылку, другой, в котором была я, — в Верхнеуральск. Был еще и третий этап, в нем ехали сионисты, арестованные во время своего съезда где-то на юге. Теперь они ехали в сибирскую ссылку —: шумная, задорная и боевая молодежь, у которой все еще было впереди. С сестрой мы проговорили всю ночь, условились, как передавать сведения в письмах, и утром расстались. Татьяна ехала отбывать ссылку в Кзыл-Орду. За то время, что я была в Москве — а прошло около полугода — Татьяна вышла замуж в политизоляторе за анархо-синдикалиста Николая Доскаля[1], который теперь досиживал свой срок и потом должен был приехать к месту ее ссылки.

В Троицке, как я уже сказала, была последняя этапная тюрьма на пути в Верхнеуральск. Режим здесь был легким, можно было переходить из камеры в камеру, так что все мы перезнакомились еще перед выездом в степь. В моем этапе было десять мужчин и две женщины — все грузины, оппозиционеры или старые меньшевики. Там, в Грузии, уже хозяйничал Берия, следователи пытали подследственных, и одна из женщин, сейчас уже не помню, кто именно — Амалик Сахарулидзе или Мария Мшивидобадзе — показывала мне свои ладони, на которых видны были круглые пятна ожогов от папирос следователя.



[1] Доскаль Николай Семенович (1897-1938), бельгиец, уроженец г.Антверпена, в Россию приехал вместе с родителями в 1903 г. Жил с родителями в Киеве до их отъезда в Бельгию в 1913г., после чего переехал в Москву к тетке Ю.Г.Штрумберг (ум. в 1923г.).В1915г. был призван на военную службу, направлен в Московский кадетский корпус, а затем в Одесскую военно-морскую школу, которую закончил в конце 1916г., будучи направлен для дальнейшего прохождения службы на судно «Васильев» в чине мичмана и в должности офицера для поручений. В январе 1917г. назначен офицером поручений от Черноморского флота при Ставке Верховного главнокомандующего в Могилеве (по 1918 г). С 1916 по 1918 гг. Доскаль примыкает к анархо-синдикалистской организации «Набат», возглавляемой в Харькове Волиным, после чего вступает в ряды коммунистической партии. В 1925 г. Доскаль оставляет партийную работу на Украине, уезжает в Москву. Из его показаний в 1936 г. можно понять, что его отход от большевиков начался в 1923 или 1924 г., т.к. в период 1924-1926 гг. он используется анархо-синдикалистами в качестве разъездного инструктора, снабжая литературой анархоподполье и налаживая его работу. Одновременно он пытается получить разрешение на выезд из СССР. Будучи арестован в 1926 г. по обвинению в антисоветской деятельности, Н.С.Доскаль был приговорен ОСО КОГПУ к трем годам содержания в Верхнеуральском политизоляторе, а незадолго до выхода из него объявил о своем браке с Т.М.Гарасевой, благодаря чему был послан вслед за ней в Чимкент, где пробью с 1.8.28 г. по июнь 1929 г. Получив освобождение ценой публичного отказа от анархо-синдикалистской деятельности, вместе с женой переехал в Рязань, а затем в с.Тума Владимирской губернии. С осени 1929 г. жил в Москве, работая инженером и эконо­мистом-консультантом в различных учреждениях до октября 1933 г., после чего работал в системе Наркотяжпрома сначала на Теплогорском металлургическом заводе начальником планово-экономического отдела, затем в 1934 г. в Тифлисе, а в 1935 г. в Нефтегорске ст. инженером и экономистом по капстроительству. В июле 1935 г. переехал с женой в Майкоп, где работал в комбинате «Лесомебель» экономистом и где был арестован 19.7.36 г. по доносу И.К.Пышкина, начальника планового отдела комбината «Лесомебель» с рядом других сотрудников. Приговором Специальной Судебной Коллегии Азово-Черноморского краевого суда в г.Майкопе от 6.2.37 г. по ст.ст. 58-10 ч. 1 и 58-11 УК РСФСР присужден к 10 годам тюремного заключения. Весной 1938 г. погиб от избиений в Краснодарской тюрьме. (Справка составлена по материалам так наз. «Майкопского дела»: АУФСК РФ по Краснодарскому краю, № 74794 в 5-ти тт.)

04.11.2019 в 14:09


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Rechtliche Information
Bedingungen für die Verbreitung von Reklame