Да не взыщи признание себе,
Посмертного не требуй оправданья -
Нас слишком много, братья по судьбе,
Но помни, мой товарищ, предсказанье:
Там в сквере на развалинах Лубянки
Найдут покой посмертный на века
Для всей страны священные останки -
Могила Неизвестного Зэка.
Л. Гордон
За годы обучения в техникуме и институте я безнадежно, вероятно до конца своих дней, заразился микробами учебы, и этим ограничивался круг моих интересов. Узнав, что на математико-механическом факультете (матмехе) Ленинградского университета есть вечерние трехгодичные курсы повышения математической квалификации инженеров, я решил поступить на них. Курсы были платными, но, как правило, за счет учреждения, в котором работал потенциальный курсант. Мне пришлось убеждать директора нашего института, что углубленное изучение математики мне необходимо для работы и именно эти курсы мне обеспечат его. Матмех находился недалеко от нашего института - на 10-ой линии Васильевского острова в здании бывших Бестужевских высших женских курсов. Первый курс был посвящен матанализу и высшей алгебре; на втором изучались дифференциальные уравнения, уравнения математической физики, теория функций комплексного переменного, операционное исчисление, теория вероятностей и приближенные вычисления. На третьем курсе учащийся должен был, в соответствии со своими интересами и потребностями, выбрать и сдать не менее четырех годовых курсов. Эти предметы, число которых было примерно три десятка в год, читались в вечерние часы профессорами и доцентами различных кафедр факультета для студентов университета в качестве спецкурсов; некоторые предметы читались специально для курсантов. На первом курсе занятия проводились три раза в неделю по четыре часа, но уже со второго семестра я решил для себя расширить время посещения лекций до четырех-пяти дней в неделю за счет факультативных предметов, читавшихся старшекурсникам. В круг своих занятий я включил и программирование на ЭВМ. В то время эти предметы в университетах не были обязательными и читались, главным образом, специализировавшимся по вычислительной математике студентам. Я прослушал курсы программирования на языке машинных кодов и на языке высокого уровня - на «АЛГОЛе», считавшимся в то время наиболее перспективным языком. Впоследствии во ВНИМИ мне в течение многих лет пришлось заниматься разработкой алгоритмов и программированием маркшейдерских задач, но уже на персональных компьютерах, с использованием современных операционных систем и сред, объектно- и визуально-ориентированных языков программирования.
Тему диссертации подобрать оказалось нелегко, так как при выборе рассматривались многочисленные вопросы, связанные с перспективой использования ее в дальнейших научных разработках ВНИМИ. Кроме того, работа не должна была дублировать или пересекаться с исследованиями других аспирантов и сотрудников института, претендовавших на защиту своих изысканий в качестве диссертаций. После многочисленных обсуждений с Никифоровым и Филатовым, тему диссертации связали с практикой моей работы на Колыме и под названием «Обоснование точности и методики маркшейдерских работ при разработке россыпей открытым способом» она была утверждена Ученым советом института. Познакомившись с концепцией и примерным планом исследований, предложенных мной, Казаковский согласился стать моим научным руководителем. Профессора горного и нашего институтов не утруждали себя мелочной опекой над соискателями ученых степеней, предоставляя свободу выбора аспиранту. Если же работа была низкого качества или казалась руководителям неперспективной, что бывало не так уж часто, они ставили вопрос об изменении темы диссертации или исключении соискателя из аспирантуры. Для выполнения поставленных передо мной задач не хватало материалов для обработки экспериментальных данных, и в течение следующих трех лет летом с группой или самостоятельно я ездил в командировки на прииски Колымы, Урала, Иркутской и Читинской областей, где основным методом сбора материала была наземная стереофотограмметрическая съемка открытых горных выработок и элементов поверхностного рельефа.
Окончив трехгодичные математические курсы, я решил продолжить свое математическое образование, поступив на заочное отделение матмеха. Обучение было бесплатным, но в Университет нужно было представить справку о том, что университетское образование в области математики мне необходимо для работы. Приняли меня на четвертый курс с условием сдачи некоторых предметов за предыдущие. На пятом и шестом курсах нужно было выбрать три спецкурса и два спецсеминара по направлениям предполагаемой специализации. Я выбрал матанализ, включив в разделы своей специализации функциональный анализ, топологические векторные пространства, теорию меры и функций вещественного переменного.
Лариса Башкирова после реабилитации заочно с отличием закончила Ленинградский станкостроительный техникум, а затем, также с отличием, - ВЗПИ в Москве. Затем, до пенсии, работала в Магадане начальницей планово-производственного отдела «Североэнергоремонта».