В далекий край товарищ улетает,
Родные ветры вслед за ним летят.
Любимый город в синей дымке тает -
Знакомый дом, зеленый сад и нежный взгляд.
Пройдет товарищ все бои и войны,
Не зная сна, не зная тишины.
Любимый город может спать спокойно
И видеть сны, и зеленеть среди весны.
Е. Долматовский
Александр Васильевич Литвинов, коренной москвич, окончил среднюю школу в 1941 году, готовился поступить в институт, но война изменила его планы. Не дожидаясь мобилизации, Саша на второй же день пошел записываться добровольцем на фронт, желая участвовать в скором разгроме ненавистного врага. Его послали на краткосрочные курсы, а затем стрелком-радистом в авиационный отряд, базировавшийся в сорока километрах восточнее Москвы. Два года пролетал он благополучно. Как-то Саша получил увольнительную на сутки. Когда он приехал домой в город, родные сообщили, что на его имя получена телеграмма. Развернул - девушка, которую он считал своей невестой, телеграфировала, что на следующее утро приезжает в Москву. Очень захотелось ему встретить девушку, но к утру он должен был быть в части. Решил немедленно поехать туда и отпроситься еще на полдня. Вошел в кабинет начальника авиаотряда.
- Хорошо, что ты вернулся раньше! В ночь назначен вылет, а у меня неполный летный состав, - обрадовался командир.
- Ко мне утром невеста приезжает. Я хотел ее встретить.
- Встретят без тебя. А завтра утром я отпущу тебя на целый день.
Но девушку Саша не увидел ни на следующий день, ни через десять лет. Ночью их самолет был сбит над территорией противника. Командир корабля приказал выбрасываться на парашютах. Место для приземления было неудачным. От сильного удара Саша потерял сознание, а когда очнулся, увидел германских офицеров и солдат с собаками. В руках одного из них были его документы, партийный билет.
До конца войны Саша, измученный и голодный, оставался в фашистском концлагере. Не раз приходили немецкие офицеры с власовцами вербовать военнопленных в РОА или в шпионы, но Саша их уговоры с негодованием отвергал. После освобождения Красной Армией из концлагеря и фильтрационной проверки, Сашу отправили на Колыму на прииск в ссылку на шесть лет, где положение его в первые годы было немногим лучше заключенных. На Колыме Саша трудился рабочим маркшейдера, съемщиком, а затем и маркшейдером, поступил в ВЗПИ, женился, родились дети. Уже через год он должен был ехать в Москву, сдавать последние экзамены по спецпредметам, пройти преддипломную практику и защитить дипломный проект. После окончания вуза в 1959-ом году Саша вернулся на Колыму, был назначен главным маркшейдером прииска Горного и еще надолго связал свою судьбу с этим суровым краем.