авторів

1568
 

події

220004
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » Ivan_Pavlov » Колымская трасса

Колымская трасса

20.12.1953
прииск Скрытый (Широкий), Магаданская, Россия

   Снежным облаком летели

   Бледноликие метели

   Из полночных стран,

   И вздымался, и качался,

   И со стоном рассыпался

   Снежный ураган.

 

   П. Соловьева

 

 

   На Широком было около тридцати ссыльных, большей частью бывших политзаключенных. Оперуполномоченный по ссыльным приезжал с Ударника, вместо положенных двух недель, раз в один-два месяца. О дате приезда нас предупреждал начальник отдела кадров прииска. В один из таких приездов, незадолго до начала сессии, мы с Иваном Лукичом сообщили уполномоченному, что учимся на заочном отделении Магаданского горно-геологического техникума, и попросили дать нам разрешение на поездку в Магадан для сдачи экзаменов и прохождения лабораторной практики.

   - Я могу дать такое разрешение, - ответил он, - но советую вместо учебы в техникуме приобрести нужные на приисках рабочие специальности: бульдозериста, экскаваторщика, электромонтера или бурильщика. Для вас это будет постоянной, хорошо оплачиваемой работой. А работа горного мастера, геолога, топографа или маркшейдера для вас временная, даже при наличии диплома. Сейчас у нас не хватает специалистов; вузы и техникумы пока не обеспечивают наши заявки, но занимаемые вами должности уже сейчас считаются вакантными. По мере прибытия на Колыму молодых специалистов, вам придется уступать им свои места и искать новую работу. Доводы уполномоченного убедили Лукича, и он отказался от учебы в техникуме. Вскоре Иван Лукич закончил в Сусумане курсы бухгалтеров и перешел на работу в бухгалтерию. Профессия бухгалтера на приисках всегда была дефицитной. Я был настроен оптимистичнее и решил, что учиться буду при малейшей возможности; не оставлял надежду на изменение нашего положения после смерти Сталина в лучшую сторону.

   Вскоре мы собрались в Сусумане, и, во главе с заведующей УКП, сели в автобус, отправлявшийся в Магадан. Нас было около двадцати человек. На этот же автобус забронировали места наши коллеги из Ягодного - районного центра СГПУ, расположенного на Колымской трассе примерно в ста километрах от Сусумана. До Магадана добирались сутки. На полпути, в Мяките, автобусы менялись.

   Колымская трасса - основная артерия связи и грузоперевозок Дальстроя. По ней доставлялась рабсила, техника, продукты питания и прочие товары на прииски, рудники и угольные шахты Колымы. Днем и ночью по ней сновали американские тяжелогрузные даймонды и студебеккеры, менее мощные отечественные грузовики, автобусы, легковые машины начальства. Дорожные бригады следили за состоянием полотна: дожди постоянно размывали немощенную дорогу, а тяжеловозы разрушали ее полотно. Летом в ясные солнечные дни столбы пыли поднимались за каждой машиной. Пыль проникала в щели автобуса, плотным слоем покрывала скамьи, вещи, багаж, забивалась в одежду, легкие пассажиров.

   Зимой вблизи Магадана на протяжении более ста километров метель нередко засыпала трассу снегом. Снежные покровы быстро покрывались ледяной корочкой и без бульдозеров расчистить трассу было невозможно. Сугробы вдоль дороги возвышались на два-три метра, и машины проезжали по узкому коридору между ними. Для расчистки снега на трассу выезжали десятки роторных машин и бульдозеров. И все же для восстановления проезда требовалась иногда неделя или более. Был случай, когда пурга внезапно обрушилась на трассу и держала в своем плену несколько автобусов с пассажирами более двух недель. Горючее в машинах вскоре кончилось, согреться было нечем; закончились у всех и небольшие запасы продуктов. Для спасения людей с самолетов сбрасывали продукты питания и теплую одежду.

   Штормовые ветра и метели нередко бывали и на Чукотке. Скорость ветра достигала двадцати и более метров в секунду. Как-то пурга началась, когда машина подъезжала к одному из поселков. Видны были уже очертания зданий, и два пассажира решили дойти домой пешком. Однако через пять минут метель закрыла от их взоров и дорогу, и поселок, и машину; снежинки врезались в лица покинувших ее людей, глаза залеплял снег и путники почти сразу потеряли ориентировку. Трупы их были найдены под снегом лишь спустя несколько дней.

   Один раз и мы, отправившись на экзаменационную сессию в Магадан, попали в такую метель. Пурга застала нас при подъезде к Мякиту. Встречный шофер сообщил, что ему с трудом удалось прорваться сквозь снежные заносы, но после него вряд ли кто-либо проедет. Мы остановились в Мяките, где уже стояли несколько автобусов и машин, направлявшихся в Магадан. В поселке была небольшая гостиница и зал ожидания. В комнатах все койки были уже заняты, и мы расположились в зале ожидания на диванах и креслах. Трасса была закрыта шесть суток. А автобусы и машины все прибывали с севера: из Ягодного, Сусумана, Нексикана, Аркагалы, Усть-Неры, других поселков. К концу недели мы уже спали на полу, предоставив места на диванах и креслах женщинам с детьми и старикам. В Мяките был большой запас продуктов, столовая работала круглосуточно, в кинотеатре по несколько сеансов в день «крутили» фильмы. Когда же трассу, наконец, расчистили, нескончаемый поток машин по узкому заснеженному коридору двинулся из Магадана на прииски и в таежные поселки. Только после этого дорогу открыли нам.

Дата публікації 28.01.2019 в 14:53

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: