Читайте, завидуйте -
Я гражданин Советского Союза!
В. Маяковский
Нарядчик с Двойного Иван Лукич Мельниченко, изучавший до заключения в Ленинградском высшем военно-топографическом командном училище геодезию и топографию и хорошо чертивший, узнал, что в маркшейдерском бюро прииска требуются топограф и картограф-составитель. С учетом зачета рабочих дней, полученных и предполагаемых, Лукичу оставалось отсидеть в лагере около года, и ему выдали пропуск на бесконвойное хождение за зоной. Дипломированных специалистов горного дела на Колыме в то время было немного; работали, в основном, практики или окончившие краткосрочные курсы в Магадане или Сусумане. Главный маркшейдер прииска Шемонаев согласился взять Ивана Лукича топографом. Как-то Лукич подошел ко мне и сказал:
- Ты, вероятно, хорошо чертишь. Бросай медицину, переходи на работу в маркбюро картографом. Там зарплата выше, через некоторое время сможешь освоить специальность маркшейдера и будешь работать участковым маркшейдером. Большинство наших маркшейдеров - практики, некоторые не имеют даже среднего образования.
Шемонаев согласился принять меня на работу, но, переговорив с новым начальником прииска - капитаном Кучернюком, сказал, что я должен предварительно получить письменное согласие начальника санчасти. Пастернак не возражал, так как собирался в отпуск; но предупредил, что без разрешения начальницы санотдела ЗГПУ справку выдать не может и договариваться с Репьевой мне придется самому. Взяв направление в поликлинику, я поехал в Сусуман в санотдел. Получить «открепление от медицины» оказалось не так просто.
- Мы вас в лагере держали два года фельдшером, учили, освобождали от тяжелой работы в шахте, а теперь, когда работа медработника вам кажется невыгодной, вы хотите уйти. Разве это порядочно? Нет! Подождите, когда будет замена, тогда я вас отпущу, - возразила мне Репьева.