авторів

1574
 

події

220703
Реєстрація Забули пароль?

Беглецы

20.03.1949
прииск Скрытый (Широкий), Магаданская, Россия

   Не дни и не месяцы - долгие годы

   В тюрьме осужден я страдать,

   А бедное сердце так жаждет свободы...

   Нет, дольше не в силах я ждать!

   Здесь штык или пуля, там воля святая.

   Эх, темная ночь, выручай!

   Будь узнику ты хоть защитой, родная...

 

   И. Гольц-Миллер

 

 

   У бригадира Матвиенко из вензоны второй срок был за побег. Ему удалось довольно долго пробыть на воле, и теперь за ним был особый надзор. До заключения он был радиолюбителем, и вольнонаемные жители поселка часто приглашали его отремонтировать вышедшую из строя радиоаппаратуру, однако за зону его выпускали только с конвоиром. В лагпунктах не было радиоточек, но Матвиенко удалось в своем бараке собрать из приобретенных на вольном поселке деталей простенький радиоприемник, который, однако, вскоре у него отобрали надзиратели. Матвиенко работал днем, а его помощник Панчишин - ночью. Как-то раз, бригадир зашел в амбулаторию и попросил меня освободить от работы своего помощника:

   - Болеет он!

   - Пусть зайдет в санчасть, я его осмотрю.

   - Он не встает: сильно простудился.

   - Я зайду в барак; осмотрю его там.

   - Нет, не надо! Я сам дам ему денек отдохнуть, а завтра он придет на прием в амбулаторию, если не поправится.

   Однако, вечером на разводе я заметил, что Панчишин вышел с бригадой на работу. Через день по графику он пришел на укол Mapharsen'а, и, как обычно после инъекции, я записал его в список освобожденных от работы.

   На следующее утро на вольном поселке соседи начальника смены - холостяка Гриценко заметили, что замок с двери его комнаты сорван и сообщили об этом в охрану. Гриценко вызвали с участка, и тот обнаружил, что у него похищены сапоги, туфли, два костюма, ножи, охотничье ружье, продукты и все деньги. Утренний развод задержали до прихода ночной смены. Выстроили всех заключенных, и после многократной проверки выяснили, что нет Матвиенко и Панчишина. Под одной из сторожевых вышек обнаружили перекусанную кусачками колючую проволоку. Видимо, попка на вышке задремал и беглецы проползли у него под носом. Когда я узнал об этом, сразу понял, что мог бы оказаться соучастником преступления, если бы накануне по просьбе Матвиенко дал Панчишину незаконное освобождение от работы.

   Пущенные по следу собаки добежали до реки Берелеха, но дальше следы беглецов затерялись. У реки нашли их лагерную одежду и обувь. Здесь беглецы, видимо, переоделись и пошли босиком по воде вдоль берега реки. Все ближайшие КПП были предупреждены о побеге. На поиск послали свободных от дежурства вохровцев из нашего и соседних лагерей. Вскоре охотник из Аркагалы сообщил в местный дивизион охраны, что в тайге недалеко от поселка его задержали и обобрали двое мужиков с охотничьим ружьем, забрав и его ружье. В указанный район были посланы вохровцы, которые поймали двух заключенных. Один пытался бежать, и его застрелили. Второй назвался Матвиенко и сказал, что бежали они с прииска Скрытого. Однако одеты оба были в лагерное тряпье, и ружей у них не было. Когда из Аркагалы сообщили на наш прииск о пойманных, за ними послали надзирателя Нагуманова, дежурившего в лагпункте в день побега, и бойца, находившегося на вышке.

   - Живым в лагерь не привезу! Пристрелю по дороге, - решил надзиратель.

   В Аркагалинском лагере надзирателя привели сначала в морг. Панчишина Нагуманов знал плохо и труп не опознал. Матвиенко же он знал хорошо и сразу увидел, что находившийся в изоляторе Аркагалинского лагеря заключенный не тот, за кого себя выдает. После допроса оставшегося в живых зэка выяснилось, что бежал он с товарищем с разведучастка и возле Аркагалы встретил двух мужиков с ружьями, сказавших, что они тоже беглецы - со Скрытого. Чтобы запутать следы и зная, что вохровцы могут застрелить под горячую руку своих беглецов, а чужих не станут убивать, заключенные поменялись фамилиями. Одного из наших надзирателей вскоре командировали на месяц в Магадан, но поиски беглецов не увенчались успехом.

   Матвиенко я больше не видел, а Панчишин через год появился в лагпункте с новым сроком за побег. Он рассказал, что до Магадана добрался вместе с Матвиенко, а там они разошлись, и больше он своего бригадира не видел. В Магадане Панчишин продал охотничье ружье, перебивался случайными заработками, спал, где придется. Кто-то из работодателей поинтересовался его документами, которые нанимаемый батрак не предъявил ему, и последний, проявив бдительность, сообщил в милицию о подозрительном субъекте. Беглеца задержали и по отпечаткам пальцев опознали. После суда и оформления нового срока, его отправили снова в тот же лагерь, чтобы заключенные убедились, что рано или поздно беглец будет пойман и наказан.

   Были и другие попытки бегства из нашего лагпункта. Один раз доходяга ушел через запретную зону во время работы на промприборе, но его быстро догнали с собаками. Он не сопротивлялся, так как идти ему было некуда, да и сил уже не было. Солдаты привели его на вахту, избили и бросили в изолятор, где он и умер. На вскрытии трупа были обнаружены переломы ребер, разрывы внутренних органов, следы пыток раскаленной кочергой.

   Один из заключенных ночью решил перелезть через колючую проволоку запретной зоны лагпункта. Стрелок с вышки увидел беглеца и выстрелом раздробил ему плечевой сустав. Пришлось полностью ампутировать руку.

   Подземные горные выработки соседних шахт разных годов отработки часто соединялись между собой. Если шахтные поля находились в пойме ручья, то во время половодья их затапливало водой, через год вода замерзала и горные выработки заполнялись льдом. У ручья Линкового часть золотоносной россыпи была расположена на увале, и отработанные выработки с одной стороны были сухими. Постепенно кровля в лавах прогнулась и опустилась на подошву, но у одного из бортов очистных выработок осталось пустое пространство, через которое можно было пролезть в старые горные выработки. Двое заключенных обнаружили это. Более того, они нашли старый шурф, через который можно было выбраться на поверхность. Запасшись небольшим количеством хлеба, беглецы ушли в старые выработки, чтобы в дальнейшем выбраться через заброшенный шурф. В действующей шахте беглецов не обнаружили, но тактика их была разгадана. Шахту на несколько дней закрыли, чтобы беглецы не имели связи с другими заключенными, а у ствола и у всех шурфов оставили круглосуточную охрану. Три дня беглецы терпели холод и голод, а на третью ночь вылезли через шурф на поверхность и сразу же попали в лапы вохровцев.

Дата публікації 27.01.2019 в 18:26

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: