Блажен, кто жизнь в борьбе кровавой,
В заботах тяжких истощил;
Как раб ленивый и лукавый,
Талант свой в землю не зарыл!
А. Плещеев
Я занимался с Эдуардом Исааковичем уже три месяца. Успехи его были неплохими, и мы двигались вперед довольно быстро. Упор делали на практику. После объяснения и решения задач в его кабинете, мы подбирали задачи на дом. Как правило, с ними он справлялся успешно, а если были какие-нибудь затруднения, вместе анализировали ошибки.
- Вот теперь мне все ясно, - произнес он однажды, - а раньше, если сам не разберусь, спросить было не у кого.
Приближалась зима, и Эдуард Исаакович сказал мне как-то:
- Надо бы тебя на другую, более приличную работу устроить. Поговорю с врачами. Может быть, старшим санитаром определить или в бухгалтерию пристроить?
Работа старшего санитара была не по мне. В основном это была административно-хозяйственная работа: нужно было командовать санитарами, договариваться с поварами, хлеборезами, зав. складами, ловчить, угождать врачу, вести непростое хозяйство отделения, знать и умело пользоваться законами взаимоотношений с лагерными придурками, с дежурными и надзирателями. И я сказал:
- Нет, лучше уж дежурным санитаром направьте, но договоритесь, пожалуйста, с врачом, чтоб он разрешил мне в свободное время, помогая фельдшерам, изучать медицину. Я ведь знаю: у них много работы, и они не всегда успевают во время выполнять свои обязанности.
- Ну, я думаю, у санитаров тоже свободного времени немного. Но я могу дать врачу лишнюю штатную единицу и договориться с ним, чтобы он помог тебе освоить медицину. Я завтра же поговорю с Александром Абрамовичем Малинским - ординатором 10-го терапевтического отделения. Это хороший врач. Он ведет занятия с курсантами-медиками по внутренним болезням.