авторів

1425
 

події

193674
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » tfany » НАША ДАЧА

НАША ДАЧА

01.06.1929
Одесса, Украинская ССР, СССР

            Лето мы проводили на даче, хотя это слово нельзя произносить без смеха. Убогое жильё, почти общежитие, было густо населено взрослыми и детьми. Тринадцать семейств плотно лепились друг к другу. Комнаты были маленькие. Одна, проходная, с дверью без окна, вторая – с маленьким оконцем без двери. Кто придумал этот шедевр архитектуры, мы не знали. Но он, конечно не был одесситом, ибо бездарных одесситов не существует. Терраса была на две семьи. Границей служила маленькая перегородка.

            Жили там люди разные: высоко интеллигентные и совсем не интеллигентные, побогаче и победнее, но все весёлые, отзывчивые, готовые к взаимовыручке и поддержке.

            Детей было множество. В каждую семью съезжались двоюродные и троюродные братики и сестрички, желающие побыть у моря. Никогда ни у взрослых, ни у детей не было скандалов и ссор.

            Одесситы тех лет, любимые, дорогие мне люди, особая нация, обладали широтой души, взаимопониманием, сердечным теплом. Ирония, творчество во всём, неповторимый склад речи – всё это было до 41 года и умерло с войной. Немногие уцелевшие одесситы почти утратили своё лицо, смешались с украинским деревенским населением. Всё сравнялось, всё кануло, поблёкло, погибло. И только такие как я, с памятью Андроникова, знают и навсегда сохранили то, что было раньше. Кланяюсь тебе, Луарсабович, благодарю, что похожа.

            Душными летними ночами все спали на улице, выставляя раскладушки, лёгкие кушетки из соломки. Спали даже в гамаках. Исключение представляли мои родители, которые спали, замуровавшись в комнате на знойной перине, под ватным одеялом. Всегда содрогаюсь, когда вспоминаю об этом.

            У нас на даче росли дивные цветы, которые разводил садовник Феодосий, человек угрюмый, одетый в сорокоградусную жару в тёмный костюм, сапоги и косоворотку. Он много трудился, а в часы отдыха пил горькую вместе с женой, и тогда становился благостным и улыбчивым. Потом его сменил другой садовник, который ходил в белой майке и тапочках, именуемых в Одессе «балетками». Его жена украсила хату рушниками, сама ходила – плыла лебёдушкой – в вышитых кофтах и монистах. Только почему-то в первое же лето увяли все наши роскошные цветы. Землю разровняли, вбили два столба и натянули сетку для волейбола. Садовник стал сторожем.

            У нас, детей, был свой театр: мы были и сценаристами, и актёрами, и публикой. Это было чудесное творчество, которое завораживало даже наших родителей. Но я всё-таки больше любила устный журнал.

            Скамейки ставили буквой П, все усаживались, и начинались интересные игры, всё время разные. Нужны были память, быстрая реакция, начитанность, юмор… Не помню, чтобы кто-нибудь когда-нибудь выбывал из участников. Мы были маленькие, но очень настоящие одесситы.

            К вечеру возвращались из города папы, измученные жарой и шумом так, что падали головой в тарелку. Мамы были уязвлены. Они ждали этого часа, чтобы узнать городские новости. Это были их университеты. Но папы мычали что-то неразборчивое и валились спать. А в это время тихий вечер угасал, и на его месте, почти без перерыва, опрокидывалась тёмная, ароматная, в крупных звёздах, ночь.

             В конце августа переезжали в город, но некоторое время дети после школы собирались на Куликовом поле, садились в резные красивые вагончики, похожие на деревянно-металлическое кружево, и приезжали на дачу. Было тихо, очень красиво, немного грустно. Но море уже приобретало ядовито-синьковый цвет. Купаться не хотелось. Вскоре начинались дожди, ветры и туманы, начинался учебный год с его ангинами, бессонницей и концертами.

Дата публікації 14.10.2018 в 17:37

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: