28.VI.69. Получили выпуск в свет и 4 и 5 №а. Будут рассылать вместе — как залп из двустволки.
О поэме вестей нет, но Эм/илия/ намекает, что читают наверху — и очень не нравится. 6-й готовы подписать, кроме поэмы. Так что будущая неделя, возможно, станет решающей.
Тр/ифоныч/ звонил — прилетит в понедельник. Миша был на активе, где
Бр/ежнев/ гов/орил/ об итогах совещания: австрал/ийскую/ и ит/альянскую/ компартию начинают отлучать помаленьку.
А у нас в 4-м № — неумеренные похвалы Берлингуэру. Как ни стараемся отвести дуло в сторону — бац! — и в яблочко. Просто несчастье.
Все измучились очень, на Мише — лица нет, Алеша нервничает. Я спасаюсь Витеневым и теми 2—3 днями, когда можно посидеть одному, подумать.
Счастье нашего журнала, что люди собрались лично очень хорошие, безупречной честности.
Рассказ/ывают/, что в «Парт/ийной/ жизни» уже неск/олько/ месяцев держат место — по настоянию Агитпропа — для одного из сотрудн/иков/ «Нов/ого/ мира». Забота о трудоустройстве. Ходят авторы — и каждый называет нов/ую/ кандидатуру редактора вместо Тв/ардовского/ — то это Бондарев, то Сартаков.
___________
Всю неделю думал и писал об экзистенц/иализ/ме и моем отношении к нему. Где-то смутно брезжит то главное, к чему я подбирался ощупью в прежних статьях: нравств/енная/ идея в истории.
___________
Два или три раза на минувшей неделе были со Светой и Ильиной на спектаклях Товстоногова. Поразительное впечатление — «Мещане». Непрерывность жизни на сцене, обдуманность всякой мизансцены и вдохновенная игра артистов, в особенности Лебедева. Режиссер не снизывает все на тоненькую ниточку модной идеи, но разрушает канон, отмечая подлинную сложность жизни. В этом спектакле и стариков Бессеменовых жалко, а Нил — хамоватый, самоуверенный — вызывает неприязнь. Но все это не в такой мере, что «все наоборот» и «обратное общее место», а с живой сложностью жизни.
«Генрих IV» вызывает более холодный, «познавательный интерес», хотя и здесь много режиссерской изобретательности и вкуса.
После «Мещан» — познакомился с Товстон/оговым/ и сказал ему неск/олько/ добр/ых/ слов искренне…
___________
Васильев рассказ/ал/, что в Обн/инске/ гор/одские/ власти волнуются из-за приближающейся годовщины смерти Павлинчука. Вызывают его товарищей, брата, рекомендуют — не устраивать поминок, памятник не ставить или поставить поскромнее (не лучше, чем у ген/ерала/ стройбата и зам. директора). Выспрашивают — откуда деньги на памятник. Гнусно и стыдно.