20.VI. Рассказ/ывают/ об интервью Шел/епина/ — АПН. Будто бы он оч/ень/ ругал «Юность», а о «Н/овом/ м/ире/» сказал: это др/угой/ журнал, серьезный. Но на прямой вопрос о Тв/ардовском/, не уйдет ли он из ж/урна/ла, якобы ответил: «Сейчас это сделать трудно и сложно». Почему?
Вор/онков/ отказывается всюду от того, что Тв/ардовскому/ будто бы предлагали уйти. «Ничего похожего, обычные слухи».
Но в изд/ательстве/ «Знание» исключили из плана мою брошюру о Достоевском и Тр/ифоныча/ — о Бунине. «Разве вы не понимаете, что сейчас это неуместно».
Сегодня у нас «выкидыш» — сигнал № 5. А 4-го только три спуска дошли до нас из Чехова. Написали грозное письмо Грачеву — но он-то знает, что мы беззащитны, и оттого типография делает с нами, что им угодно.
Смотрел «Мать» у Любимова. Не все хорошо, есть пустые выдумки и изъяны вкуса, но любопытно развернута гл/авная/ тема: армия и народ, самодержавие, держащееся на штыках. Тема власти потеснила здесь тему экономич/еской/ эксплуатации.
Думал в связи с этим. Власть денег — частный случай власти вообще. Быть богатым — это лишь одно из средств удовлетворения главного вожделения: властвовать над людьми. Богатство — вид власти, но можно властвовать, повелевать и эксплуатировать и без денег. Деньги — потенциальное могущество, запертый сундук дает сладкое чувство всегда доступных, если даже они не реализуются, удовольствий, прихотей, потенциальной власти над себе подобными.
В гос/ударственной/ власти, военной власти — это чувство могущества и возможности распорядиться судьбами себе подобных — сильнее, непосредств/еннее/, слаже благодаря, в частности, тому, что всегда есть иллюзия: ты призван обществом, тебе дан мандат в силу особых твоих способностей и заслуг на управление всеми другими. Так мы подходим к вопросу: какая эксплуатация могуществен/нее/: гнет денег или внеэкономич/еская/ экспл/уатация/ власти, сосредоточ/енной/ в руках должн/остных/ лиц. Об этом еще надо думать.
______________
Наступает такой момент: никто никого не боится и все боятся всех.
Вспомнил в связи с «Записками» Жукова. Конев рассказ/ывал/ о том соперничестве, какое было между ними в последнюю пору войны. <…>
Сац вспоминал ссору Щорса и Боженко. Когда захватили Житомир, местн/ый/ оркестр встретил Щорса«Интернационалом». (Прежде они также играли «Боже, царя храни…») Боженко хотел забрать музыкантов себе, но Щорс не дал.