Но на этом мои проблемы не кончились. Вдруг на Атоммаше пошли трещины в днищах и крышке реакторов и в толстостенном компенсаторе объема, причем трещины появлялись, как в шве, так и в околошовной зоне. Скандал вспыхнул с новой силой. С трещинами в шве разобрались быстро. Это были банальные горячие трещины, появившиеся из-за нарушения режимов, рекомендованных нашей технологией. Но это не снимало с меня ответственности, так как проследить за тем, чтобы технология соблюдалась тщательно, должен был я. Подкорректировав вместе с Крицким нашу технологию, от горячих трещин в швах мы избавились.
Сложнее было с трещинами в околошовной зоне. Днища изготавливали из обычного металла, и я понимал, что это не могут быть трещины повторного нагрева. Дело было в чем-то другом, но в чем?
У меня возникло подозрение, что принятый режим термообработки листовых заготовок под сварку был не верным. Температура переохлаждения между окончанием нормализации и началом отпуска, по-видимому, была слишком высокой. Я просмотрел документы на эти заготовки. Температура, которая была показана там, была вполне нормальной. Но после того, как один из листов развалился по пути из Ленинграда в Волгодонск, я понял, что здесь что-то не то. Поехал на Ижору и поднял технологические карты термического цеха. Там стояли те же температуры, что и в паспортах, но, проанализировав, сколько времени продолжалось охлаждение металла на подине печи, я понял, что приведенные цифры липовые. Температура металла перед отпуском должна была быть фактически намного выше, а это должно было неизбежно приводить к структурной неоднородности металла, значительным остаточным напряжениям, которые и могли быть причиной трещин при сварке.
Когда я высказал свою позицию, град обвинений обрушился на меня с новой силой. Говорили, что я, не являясь специалистом в этих вопросах, пытаюсь учить крупнейших профессоров-металловедов, что мне надлежит заняться своим делом, а не забираться в область, в которой я ничего не понимаю. Доказать свою правоту фактически ни каких возможностей у меня не было.