При бывших в начале 1866 года выборах я вступил в число выборных купеческого сословия и был избран также в гласные Общей думы.
В то время старшины потомственных дворян С.Н. Гончарова в живых уже не было, а товарищ его А.П. Тучков оставил эту службу, и должность старшины исправлял занявший место товарища Михаил Илларион. Бибиков. В 1867 г. вступил в старшины кн. Дмитрий Михаил. Голицын, а с 1871 г. Александр Влад. Станкевич. Бибиков оставался товарищем во все время до упразднения этой должности в 1872 г. От личных дворян были бессменно К.К. Шильдбах и В.П. Вишняков; от купеческого сословия - с 1867 г. старшина Василий Михайл. Бостанджогло и товарищ Иван Козьм. Бакланов, которого заменил с 1871 г. Александр Григор. Сапожников; от мещанского сословия - старшина Василий Тим. Торгашев, торговавший в Охотном ряду яйцами, тип благодушного толстяка, поступивший ранее в 1865 г. по случаю смерти Голубинского, а с 1871 г. - старшина Никифор Спар. Спиридонов; от цеховых - с 1867 г. старшина Яков Ил. Буханов, цирюльник из Сущева, в парике, остававшийся в этой должности более 25 лет.
Гласные переменились в 1866 г. в первых трех сословиях на 1/2 , а в последних двух на 2/3 (73 прежних и 102 новых), причем от купеческого сословия вышли люди старые, выбранные в первый раз (в 1863 г.) еще по традиции, и заменились новыми, только что поступившими в выборные.
В 1867 году наступил вновь выбор головы. Кандидатом был опять кн. Щербатов, хотя он и отказывался от этого, заявляя, что утомился и едва ли будет в состоянии прослужить весь выборный срок; 2-м кандидатом был предложен колл. сов. Ю.Ф. Самарин. Тем же порядком, как и в 1863 году, в зале Дворянского собрания были произведены 21 февраля выборы; кн. Щербатов получил из 425 шаров 349 избирательных, а Самарин 300; руководил выборами при первой баллотировке дворянский старшина кн. Голицын; в этих выборах я уже был участником, а не зрителем, как это было при первых выборах.
Деятельность Думы второго состава шла в том же порядке, как и первого; но кн. Щербатов стал действительно утомляться и, прослуживши 2 года по второму выбору, решился оставить службу.
Дума стала тогда в затруднение, кого выбрать в головы на остающееся время (2 года); подходящих кандидатов в среде гласных в виду не имелось; представлялся таким Ю.Ф. Самарин; но, с одной стороны, высказывалось, что он, по его предшествующим отношениям к администрации, утвержден не будет, а с другой - он не считался подходящим по его упорно настоятельному характеру, и притом было известно, что он не согласился бы занимать место, при котором неизбежны беспрестанные сношения с начальством. Тогда славянофильская партия указала на дейст. ст. сов. князя В.А. Черкасского, только что окончившего возложенные на него занятия по устройству внутреннего управления в Польше и бывшего свободным; кн. Черкасский был известен немногим гласным, которым поэтому пришлось основываться уже на мнении лиц, предлагавших его к избранию; сколько помнится, самый имущественный ценз, требовавшийся для занятия должности головы, был им приобретен нарочно с этой целью; при таком положении дела гласные, в довольно значительном числе, были приглашены кн. Щербатовым к себе в дом, где были ознакомлены с присутствовавшим кн. Черкасским, и, таким образом, он был предложен к баллотировке, а другим кандидатом назначен купеческий старшина В.М. Бостанджогло.