Лето после четвертого курса оказалось очень плотно загруженным. Сразу же после экзаменационной сессии мы снова отправлялись на военные сборы в Наро-Фоминск, в Кантемировскую дивизию. После этих сборов предстояли государственные экзамены и получение офицерского звания. Таким образом, инженер-лейтенантами бронетанковых войск мы становились раньше, чем приобретали статус инженера-металлурга.
Вторые военные сборы имели мало общего с первыми. Солдатская форма, которую нам выдали, была вполне добротной. Жили мы не в казармах, а в палаточном лагере, расположенном на берегу Нары. Кормили тоже вполне прилично и, хотя это тоже в основном была перловая “шрапнель”, но она часто бывала с мясом. Кроме того, рядом был лагерь Бронетанковой академии, в буфете которого можно было что-то дополнительно покупать. Там быстро поняли, что никакие мы не солдаты, и воспринимали наши посещения спокойно. Да и занятия наши стали совсем другими. Вместо дурацкой муштры и строевой подготовки, в основном, была работа с техникой. Нас подключали к экипажам танков, и мы занимались разборкой и сборкой танкового вооружения, копались в моторе или перебирали ходовую часть. Работа была не легкой, но, по крайней мере, имела смысл. Были стрельбы и вождение танка. Во время вождения механик-водитель ложился рядом на броню и подсказывал, куда нажимать и за какие рычаги тянуть. Было приятно ощущать в своих руках тяжелую машину. Нужно сказать, что по сравнению с первым нашим посещением существенно изменился весь климат в дивизии. По-видимому, это было связано с проведенным в прошлом году марш-броском в Москву, когда во время событий, связанных с арестом Берия, дивизия через полчаса уже двигалась и к утру блокировала все важные административные здания и казармы МВД. Начальство, по-видимому, поняло, какое значение имеет Кантемировская дивизия для Москвы и его собственной безопасности.
Хотя занятия были довольно напряженные, но оставалось и свободное время, особенно по воскресениям, когда можно было в свое удовольствие купаться в реке. В гости к нам приходили обитательницы не далеко расположенного дома отдыха, на встречу с которыми нередко отправлялись в самоволку наши ребята, имевшие с собой спортивную форму. Я в этих мероприятиях не участвовал.