Начало третьей смены ознаменовалось новыми потрясениями. Лагерное начальство решило, что лицом лагеря является первый отряд и поэтому необходимо освободить это лицо от всех хулиганов, которые его портят. Их перевели в мой третий отряд. Большей глупости трудно было себе вообразить. Удержать порядок в отряде, в котором действуют принципы самоуправления и в который искусственно влита группа самых старших и трудных ребят практически невозможно. Но, увы, мои доводы так и не восприняли. Я оказался перед очень трудной задачей. Уехала из лагеря и мой педагог, и мне дали нового. Им стала Женя Савицкая, которая позднее вместе с моей соседкой по дому Галей Мамулией оказались моими коллегами-сварщицами. Это было кстати, так как в новых условиях мне уже нужна была более действенная помощь. Думаю, что нас спасло то, что ребята, которых переводили к нам, почувствовали, что от них избавляются, и решили соответствовать тем правилам и порядкам, которые сложились в нашем отряде. Им не всегда это удавалось, но они, безусловно, старались быть на высоте.
Именно в эту смену я уговорил маму навестить меня в лагере. Наши девочки-вожатые, которые устроили ее у себя, окружили ее всяческим вниманием. Думаю, что это ее посещение лагеря было ей приятно.
Так как начиналась моя производственная практика, я должен был уехать на два дня раньше закрытия лагеря. На станцию в Михнево отправились меня провожать два отряда, мой и четвертый отряд девочек. Сделали это они по всей пионерской форме, с горном и с барабанным боем. Отъезжающие пассажиры с удивлением смотрели, кого это так торжественно провожают. Должен признаться, что я был очень горд.
Собственно на этом и завершилась моя пионерская жизнь, жизнь в организации, которой я очень благодарен. С ней у меня связана школа, дом пионеров и литературный кружок, тимуровское движение и, наконец, опыт работы воспитателя, давший мне громадное удовлетворение. Сейчас говорят много не лестных слов в адрес пионерской организацией, считая ее только пропагандистской машиной для оболванивания детей. Это не верно. В ней работали много прекрасных, высоко интеллигентных воспитателей, задачей которых было создать условия для формирования личностей, и это чаще всего удавалось. Да и альтернативой этому в условиях, когда родители работали с утра до ночи, была только улица с ее криминалом и воровскими малинами.