Но мне хотелось бы вернуться к балету "Спартак", чтобы сказать о других выдающихся танцовщиках. В 1970 году "Спартак" был удостоен Ленинской премии. Лауреатами стали Юрий Григорович, Геннадий Рождественский, Симон Вирсаладзе, Владимир Васильев, Михаил Лавровский (первые исполнители роли Спартака) и Марис Лиепа, воплотивший образ Красса.
Прекрасный классический танцовщик Лиепа исполнял в театре ведущие партии - Базиля в "Дон Кихоте", Альберта в "Жизели", Зигфрида в "Лебедином озере", Принца в "Золушке", Ромео в "Ромео и Джульетте", Ферхада в "Легенде о любви", Вронского и Каренина в "Анне Карениной". О своей насыщенной артистической жизни он рассказал в книге "Вчера и сегодня в балете". Я остановлюсь лишь на роли римского диктатора Красса - высшем достижении Лиепы. Никогда еще в балетном театре не являлся отрицательный герой такой обобщающей силы. Все прежние "балетные злодеи" были условными и одномерными рядом с этим характером шекспировского размаха. Лиепа тоже выявил в Крассе множественность его сути: опьянение властью, нравственную вседозволенность, мертвенность духа, трусость, жестокость, исступление ненависти. Танцовщик-артист раскрывал диалектику этого характера постепенно, от акта к акту. В первом действии танец Красса строится на классическом движении субресо по диагонали - прыжках с сильным прогибом спины. Лиепа придавал этим прыжкам краски победительности, блеска: его Красе был полководцем, упивающимся победой, не знающим поражений. А его батманы, напоминающие "гусиный шаг" нацистов, придавали этому характеру современное звучание. Древний римлянин был сродни нынешним фашиствующим владыкам. А дальше в сцене оргии Красса, в сцене его дуэли со Спартаком, в сцене пленения и гибели Спартака выявлялось истинное лицо Красса-тирана. Сложную танцевальную партию Марис Лиепа насыщал глубоким и мрачным психологизмом, каждое классическое па работало на образ. Каждый жест, каждая поза, его разнообразная мимика - все впечатляло! Это было и современно, и исторически достоверно. Готовя роль, артист штудировал историю античности и Древнего Рима, подолгу изучал рисунки, гравюры, барельефы. Помню, он принес в театр десять фотографий с бюстов знаменитых древних римлян, когда отыскивал грим своего героя.
Можно без преувеличения сказать, что до сих пор никто не превзошел Мариса Лиепу в роли Красса, как и Васильева в роли Спартака. Когда в спектакле выступали оба выдающихся артиста - это было феноменальное, изумительное явление, истинный праздник театра!