(Далее до слов ”что-нибудь есть по вечерам” (см. с. 120) идет вставка, написанная по-португальски и, вероятно, взятая Г.И. Лангсдорфом из публикации.)
Волшебное озеро, открытое в Конгоньяс (?), в Минас-ду-Сабара исцелившее много людей. Лиссабон, в типографии Мигела Манескала да-Косты, печатника Санту-Оффисьу, в 1749 г., со всеми необходимыми лицензиями.
Перепечатка
Рио-де-Жанейро, в королевской типографии, в 1820 г. С разрешения королевского юридического совета.
***
Заметка об открытии Великого Озера, о свойствах его воды и об оказываемом ею целебном действии.
Озеро расположено на южном меридиане 20° 48’. Это озеро в обиходе называется Великим Озером. Его форма почти треугольная; длина его 1/2 легуа, ширина 1/4 легуа. По периметру оно равно 2 1/4 легуа.
Все имеющиеся поблизости реки протекают через это озеро и делают его в сезон дождей больше и полноводнее.
В сухой сезон и летом, когда стоят максимальные температуры, вода из озера поступает в с[еверо]-в[осточном] направлении по водоотводному каналу. Этот канал переносит десять (Далее слово не разобрано.) воды. По своей форме он четко виден, и [отдельные его участки] очертанием напоминают капли слез.
Дождевая вода не соединяется с водой этого озера, поскольку эта вода не вступает во взаимодействие ни с кровью, ни с мылом. Максимальный уровень воды достигает 30—35 палмо в глубину, в данный момент в озере такой уровень, поэтому хорошо по нему плавать. Вода здесь кристально чистая, так что в тихую погоду можно видеть дно озера, точно смотришь через прозрачное стекло. Этот феномен особенно хорошо можно наблюдать с 9 до 15 часов.
На дне озера можно видеть как голые, так и покрытые зеленым песком места. Дно состоит из перегоревшей желтой, почти золотисто-желтой глины, а там, где вода поднимается лучеобразно, — из камня.
Когда вода спокойна, на ее поверхности появляется пленка стального цвета, и если на нее подуть, то она раскрывается подобно губам, благодаря чему можно видеть голубую воду, обрамленную серебряными краями; как только прекращаешь дуть, губы сразу же закрываются и озеро снова подернуто пленкой, придающей ему вид сосуда с водой.
Когда вода растревожена ветром, она приобретает темно-голубую окраску; в отдельных местах виднеются зеленые водоросли, однако преобладает золотисто-желтый цвет дна. Пена, которую порывы ветра гонят к краям озера, золотисто-желтая и белая. В различных местах вблизи берега виднеется тростник, возвышающийся над поверхностью воды на 20—25 палмо. К подводной части некоторых тростинок приклеились одинаковые золотисто-желтые шарики, а также другие образования, белые и прозрачные, которые немедленно пропадают в воде, как только вытаскиваешь тростинку на воздух.
С ноября до марта (это сезон дождей в данной части Америки) вода днем довольно теплая. В сухой период, вместе с тем являющийся и холодным временем года, очень редко бывает тепло, однако на поверхности источника всегда теплее. Ночью, как летом, так и зимой, бывает теплее, чем днем. В этом озере были открыты пять видов рыбы: пирумбеба, бикуда, тахира, лембари и пьяба.
Следует заметить, что на всех озерах в этой области много птиц, однако на этом озере не наблюдается ни птиц, ни москитов, ни мух.
В восточной части озера берег порос кустарником, там же можно видеть несколько возвышений. Со всех других сторон берег плоский, и как раз благодаря этому озеро столь приятно смотрится.
От моста, ведущего в северо-западном направлении, идет отводной канал, через 1/2 легуа соединяющийся с рекой Вельяс, а через 120 брасас можно попасть на винокурню. Эта винокурня находится на фаз[ен]де, которую в 1733 г. основал Филиппи Родригис — первый, кто начал обживать эти места. Алкоголь изготовляется из сахарного тростника. Имеется еще несколько фазенд на расстоянии 1/2 легуа.
3 февраля 1749 г. в эти места прибыл д-р Симан Перейра-ди-Кастру, служивший оппонентом в университете Коимбры, и попросил Филиппи Родригиса посодействовать ему в покупке упом[янутой] выше фаз[ен]ды. Из-за этого он и остался в этой местности. 22 февраля в эти места прибыл падре Антониу ди-Миранда, священник ордена Богородицы Кармелской в одной из провинций Португалии, чтобы попрощаться с упомянутым доктором, с которым он дружил в университете. Падре собирался уехать в марте в Рио-де-Жанейро. Он сообщил доктору, что страдает ужасным зудом в заднем проходе и что уже использовал все возможные лекарства, не почувствовав ни малейшего облегчения.
Падре решил принять несколько лечебных ванн в этой воде, тем более что теплое время года буквально звало его к этому. Он искупался несколько раз и почувствовал себя заметно лучше. Эту внезапную перемену он приписал благотворному действию воды. Вскоре после этого появился уже упомин[авшийся] Филиппи Родригис и сообщил о нескольких случаях лечения в этой воде, о которых стало известно, но о которых он сам в данный момент не может точно вспомнить. Первый случай произошел с ним самим, когда он прибыл в эту местность, чтобы поселиться. Тогда на нем было 72 открытых фурункула. После того, как он дважды лечился ртутным средством и не исцелился, оставалось только одно — промывать раны этой водой, и спустя 2 месяца он почувствовал себя совершенно здоровым. В другой раз он начал глохнуть и после того, как он испробовал различные средства, но ничего не помогло, глухота все больше усиливалась, он чисто случайно окунулся с головой в эту воду и еще в ту же ночь услышал щелчок. Утром у него слух полностью восстановился. В другой раз Филиппи убил тапира, купавшегося в озере около берега, и исследовал его кожу; он нашел несколько старых ран, несколько совершенно затянувшихся и несколько почти заживших. Однажды к его дому пришел негр по имени Антониу, раб Мануэла Нету-Коваса. Тело раба было испещрено ранами. Он несколько раз помылся в озере и в течение 2 месяцев почувствовал себя совершенно здоровым.
Всех этих сведений было достаточно для падре, чтобы убедиться, что вода обладает целительным свойством, и он пожелал принять еще несколько ванн, чтобы посмотреть, не вылечится ли он от нарывов, которыми он страдал 2 года и [которые явились результатом] психической депрессии. Однако он не хотел этого делать, не посоветовавшись со своим врачом, и потому вернулся в г[ород] Сабара. Он рассказал всем друзьям о том, что с ним было. Он рассказал также все, что он знал и слышал об этом озере, Ант[они]у Чалли, ученому медику из Рима. Врач был очень удивлен, а поскольку он был любознательным человеком, он решил поехать к чудесному озеру и исследовать его свойства, а также посоветовать п[ад]ре, надо ли принимать ванны для лечения от вздутий.
В день св. Иосифа, 19 марта, оба приехали к тому озеру и после того, как доктор проделал свои химические эксперименты, он установил, что вода этого озера содержит два полезных минерала, а именно, витриол и железо; первый в небольших, а второй в больших количествах. Благодаря витриолу можно было исцеляться от всех кожных болезней, например, от чесотки, лепры, кожных пятен, зуда, а также от всевозможных ран. Поддавались лечению также опухоли, грыжи, бородавки, а также желчные болезни и цинга. При внутренних болезнях, когда необходимо разжижать, смягчать боли, открыть, удалить закупорки, железо обнаруживало свои чудодейственные свойства.
Д-р С. Перейра почувствовал себя полностью вылеченным от чесотки, которая его мучила. Он продолжал принимать ванны, и обе его грыжи и дрожь в руках отступили. Падре Антониу ди-Миранда несколько раз искупался и начал пить воду с большим воодушевлением, поскольку он испытывал при этом радость и чувствовал, как восстанавливается его здоровье. Новость о достигнутом успехе не только распространилась по округе, но и достигла более отдаленных мест.
19 апреля у этого озера было уже около 3000 человек, страдавших всевозможными болезнями. Все принимают ванны в качестве лечебного средства, и до сих пор никто еще не пожаловался, что они принесли ему вред. Они купаются целыми днями и ночью, даже когда холодно, лежат в воде. Без всяких мер предосторожности они возвращаются на свои ранчо, едят все, что случается, и чувствуют ослабление своих болей.
В тот же день, 19 апреля, первый прелат этой области, д[он] Фр[ансиску] Мануэл да-Крус, получил от его преосв[ященства] еп[ископа] разрешение на установку походного алтаря, чтобы там проводить святую мессу, поскольку его паства не могла получать церковное благословение в капелле, так как целый день проводила в воде.
Месса проводилась на том месте, где когда-то собирались построить церковь с названием Носса-Сеньора-да-Сауди. Церковь предполагалось украсить со всем блеском. На следующий день было второе воскресение после пасхи, проводилась торжественная месса, пел хор из Сабары, а п[адре] Фр[ансиску] Антониу ди-Миранда читал молитву.
Каждый день служилась святая месса с 9 часов утра до полудня. Необходимо закончить построение большой церкви. Это возможно с помощью пожертвований верующих, поскольку к озеру прибыло так много людей, что кажется, будто это самое населенное место Америки. Необходимо построить жилые дома, поэтому 7 мая сюда прибыл кап[ита]н Мануэл Нунис-Велью, депутат от этой комарки в государственном совете, и осмотрел место, где должны быть построены дома.
Он признал местность выше отводного канала, примыкающую к западной части озера, подходящей для строительства. Чтобы не загрязнять воду озера, предполагается пробить проход к отводному каналу для удаления сточных вод. Капитан снова покинул эту область и оставил различные распоряжения относительно строительства, в частности, строительства домов, улиц, установки знаков в местах, где можно купаться. Полковник был ответственным за прокладку улиц и за обнародование распоряжений. Имя полковника: Фаустину П[ерей]ра-да-Силва (он — одно из важнейших [должностных лиц]) в этой комарке). Д-р Жуан Агостинью Гиду, происходящий из комарки Женува (Исправлено из: ”Женуа”.), служивший врачом при дворе в Лиссабоне и заслуживший рыцарское достоинство в ордене Христа, в 1793 г. прибыл в эту область. Он был поражен большой целебной силой воды и установил, что теперешнее время года было не особенно благоприятно для купания ввиду сильного холода. Чтобы выявить подлинное качество воды, было бы необходимо прожить в этой области год или два.
Доктор Антониу Чалли счел своим долгом возложить на церковь надзор и описал целебные свойства и качество воды. Он хотел досконально перечислить все случаи, когда больные исцелились этой водой.
Для подтверждения этой целебной силы надо было вспомнить о первых случаях исцеления в водах этого озера. Имена этих людей, их местопребывание, характер их болезни записал падре Фр[ансиску] Антониу ди-Миранда.
Удалось вспомнить о 109 случаях, из которых указываем лишь следующие:
№ 1. Бартоломео Вас из С[ан]-Себастьяна в [долине] реки Вельяс, 94 года, подагра, принял сколько ванн, исцелился.
[№] 3. Приступы лихорадки, смягчены несколькими ваннами.
[№] 4. То же самое.
[№] 10. Монах-бенедиктинец страдал кровавым поносом, вылечился после 4 ванн.
[№] 36 (Данные о случае под этим номером в тексте отсутствуют.).
[№№] 25. 19. 24. Вылечены затруднения с мочеиспусканием.
[№] 22. Вылечен сведенный судорогой кулак.
[№] 26. Чесотка галльская.
[№№] 28. 70. Воспалительные геморроидальные [явления] — вылечены.
[№] 34. В течение 9 лет боли в ногах — вылечены.
[№] 44. Ревматизм галльский — вылечен.
[№] 66. Гонорея в течение 6—7 лет, улучшение после 3 ванн.
[№] 100. Зоб.
Путеводитель и карта маршрута п[ате]ра С[еньо]ра Луис ду-Мараньяна ко двору в Рио-де-Ж[аней]ро: это путешествие было проделано по распоряжению губернатора и капитан-генерала, [переданному] через (Далее зачеркнуто: ”пров[инция]”.) полковника Себастьяна Гомиса да-Силву-Берфорда, дворянина из Каза-Бр[анки], по поводу официальных отношений (Далее два слова не разобраны.) к императорскому и королевскому [правительству]. 1810. Приказ (Далее два слова не разобраны.).