5 октября. Chiococca altera, вид [упомянутого выше] ”черного корня”, [произрастающий] в мату-дентру. Его здесь называют ”каинка инкрузадинья”, а также ”паратудо” (см. выше, [при описании окрестностей] С[ан]та-Риты и С[ан]та-Анна-дус-Феррус, [об этом] ”черном корне”).
Местный священник принес нам куст растения с корнем, которое он рекомендовал как самое действенное лекарственное средство. Он рассказал различные случаи, когда это растение производило почти чудесное действие.
У молодой девушки была задержка менструации, вследствие чего она долго болела и чахла, при этом с нею часто случались конвульсии и страшные приступы, от нее отступились все врачи и хирурги, а после непродолжительного употребления отвара этого корня она совершенно поправилась.
Некая чрезвычайно слабонервная дама, которая с трудом переносила громкий голос, чтобы не забиться в конвульсиях, и которая в каждый церковный праздник, во время которых здесь даже среди дня производят шумные фейерверки, покидала город, благодаря постоянному употреблению этого средства так укрепила свои нервы, что в конце концов совершенно излечилась.
Это средство обладает также размягчающим свойством и воздействует на лимфатические сосуды, с его помощью можно устранить такие уплотнения, которые не лечатся даже с применением ртути.
Один креол, свободный, родившийся здесь негр, очень сильно простудил слюнные железы, которые у него опухли. Он почти задыхался, уже исповедовался, его соборовали и рассматривали как приговоренного к смерти. Какая-то старая женщина приготовила ему отвар этого корня, и через 3 дня он был совершенно здоров.
Корень не очень острый и едкий на языке — кратковременно возбуждающее средство (Далее четыре строки зачеркнуты.).