Белые ленинградские ночи. Безоблачное, со смуглой голубизной небо. Легкий приморский ветерок слегка колышет вершины остроконечных елей и кудрявых сосен. Сосны и ели - великаны, под их мощными, развесистыми кронами укрылись уютные, летние домики пионерского лагеря "Приморский хутор". Шум леса, приятная утренняя прохлада располагают ко сну. Крепко спят ребята. Только что прокатившаяся артиллерийская канонада и несколько выстрелов соседней, с пионерским лагерем, зенитной батареи, ничуть не смутили спящих ребят. Конус опять расстреливают - буркнул кто-то из мальчишек и юркнул под одеяло.
Кронштадтские мальчишки давно привыкли к голосу пушек, артиллерийские учения на флоте проводились часто, да и старушка "Аврора" все трудилась, её пушки - учебные пособия морских курсантов артиллеристов.
Наступало утро 22 июня 1941 года. Как обычно звонко прозвучал пионерский горн - Вставай, вставай браток! Сегодня встреча гостей, приезжают родители навестить своих детей. Родители все не появляются. Утренний поезд промчался мимо железнодорожной платформы "Большие Ижоры". Вернувшийся от зенитчиков, начальник лагеря объявил общий сбор, к пионерскому строю подходила целая группа сотрудников лагеря. Разговоры в строю как-то сразу стихли, что-то ещё не высказанное, но очень тяжелое и уже случившееся, начинает тяготеть над ребятами. Взрослые об этом уже знают, но по их лицам видно, что им страшно произнести это слово. Начальник лагеря, совсем вполголоса произнес - Ребята, началась война, на нас напала фашистская Германия.
Родители приехали следующим поездом, но не задерживались, а вновь возвращались в Кронштадт. Некоторые мужчины уже побывали в военкомате города.
От командира батареи мы узнали, что та ночная канонада была связана с налетом немецких самолетов, с задачей заминировать Финский залив магнитными, донными минами. В эти годы телефонная связь и радиовещание еще не дошли до многих населенных пунктов. В лагере был детекторный приемник, но он молчал, уже давно разрядились питающие батареи. Началась война, но мы в пионерском лагере еще продолжали играть в войну. Мы на совете пионерской дружины решили организовать охрану лагеря постоянным, сменяемым постом у проходных ворот, двух парных патрулей, обходящих периметр лагерной ограды и пост наблюдателей на дереве (кукушки), у ограды, напротив артиллерийской батареи с тем, чтобы при тревоге на батарее, можно было доложить начальнику лагеря и, по его команде, развести отряды малышей, в закрепленные за лагерем участки леса. Во второй половине дня меня пригласил начальник лагеря и спросил:
-Комсомол, о чем говорят наши мальчишки?
-Говорят об охране лагеря в ночное время.
-Скажи, а кукушки так и сидят на своей площадке?
-Сидят, а куда им деваться, уже установили очередь наблюдения за артиллерийской батареей в ночное время, теперь только ей и внимание.
-Леня, составь список, сколько ребят хотят охранять лагерь в ночное время. Нельзя не поощрять инициативу самих ребят, а потом мы посоветуемся с ними и решим, как они это представляют и поможем их инициативе.
Я пошел в старшие отряды и составил список, кто хочет участвовать в этой затее. Мальчишек в старших двух отрядах оказалось немного, в основном там были девочки. В список вошли фамилии 19 человек. По моим подсчетам людей хватало на 3-х сменный караул, из расчета на два часа несения караульной службы. Когда я представил свой список начальнику лагеря, он не согласился на 2-х часовую смену, а сказал, что ребятам даже одно часовая патрульно-постовая служба будет вечностью и их нужно почаще тормошить, чтобы, как он сказал:- служба медом не казалась. Будем планировать только один час, да еще вооружим нашими "мосинками", а их всего две единицы, вот пускай и носят винтовки по очереди. В лагере находилось учебное оружие винтовки образца 1891 года, еще с царскими орлами на патронниках. После обеда собрали нашу мальчишечью ватагу в столовой и начальник лагеря поблагодарил ребят за инициативу и постарался убедить ребят, что они являются настоящими мужчинами, защитниками, одновременно указал кому и куда развести малышей, в случае тревоги на артиллерийской батарее. Одновременно представил меня, как разводящего на посты, а это значит, что эту ночь мне не спать. Для патрулей были установлены пароли и отзывы на пароль. Это так восхитило наши патрульные наряды, что при встрече нарядов на периметре ограждения лагеря то и дело звучали звонкие мальчишечьи голоса:-Стой кто идет? Пароль. Отзыв. Они так доняли артиллеристов, что утром к нам в лагерь прибыл связист и по поручению комбата установил телефонный аппарат в комнате дежурного пионервожатого, который как о все мы, мальчишки из состава караула и наблюдателей (кукушек), не спал всю вторую ночь начавшейся войны. А в первые недели войны фашистские самолеты над Кронштадтом больше не появлялись.